Вот он, самый епический из всех тогдашних угле-селитро-керосиновозов железный-но-парусный американец "Thomas W. Lawson".
Семимачтовая шхуна, да. Секрет появления столь убойной схемы парусного вооружения для больших парусников - стремление владельцев судоходных компаний "оптимизировать" численность команды. Экономии на топливе для двигателей, которых парусник, движимый дармовым ветром, не требовал, им было мало. Мол, дороговато держать то количество матросов, которое, случись что, сумеет вовремя убрать или в обозримое время поставить паруса на каком-нибудь пятимачтовом "Пройссене", имеющем прямое парусное вооружение. А тут лазать никуда не надо. Дюжина матросов+паровые лебедки справяцо, ага.
Интересно, что несколько раз случались даже конверсии в подобные шхуны нерентабельных пароходов.
В общем, некоторое время это чудо кое-как плавало, сполна радуя экипаж весёлыми фичами сочетания габаритов и парусного вооружения. Но судовладелец, как это обычно бывает в случае с "рекордными" судами, решил не останавливаться на достигнутом и показать всем Kuzma's mother. Тушка пошла зимой через Атлантику в Англию.
Безрассудная, технически не подкрепленная идея сокращения экипажа до предельного минимума двухсменного состава дала себя знать. Первое же серьезное испытание быстро измотало команду: она потеряла всякую способность и желание сопротивляться разъяренной стихии. Конструктор, предлагая такое сокращение, сулил судовладельцу барыши, но явно не думал об аварийных ситуациях, когда такого мизерного состава команды окажется более чем недостаточно.
Поимев вдоволь приключений по дороге, мегашхуна разбилась у побережья Англии, у входа в Ла-Манш. Из команды в 18 человек спаслись трое.
Впрочем, без всяких невидимых рук рынка случалось и более - - -.