Начну с повторного упоминания магистральной линии креатива, которой активизировавшаяся и собравшаяся-таки с силами общественность держалась очень строго - не переводить дело в околополитическую плоскость ещё сильнее. Скандал уже достаточный, хочется позитива и отжига. Праздник всё-таки.
Пока стихи довёрстывались и печатались, рассматривались несколько возможных мест и форм их размещения. Отрабатывались пути доставки с учётом перекрытого движения. По мере того, как становилось ясно, сколько удастся распечатать, как и на чём. 8-е число было рабочим днём, поэтому отобранные ночью стихи доверстывались Сончей в паузах достаточно напряженного рабочего дня, и сразу с работы она поехала к Юре, который был готов остаться на ночь в маленькой типографии, где он работает, и красиво нам их распечатать. Увы, из отобранного и даже в черновике сверстанного не успели сделать "Я убит подо Ржевом". Вещь длинная и красивая, обгрызать не хотелось. Главное - очень близкая Сонче, которая много раз ездила с поисковыми отрядами в Карелии, находя тех самых неизвестных солдат, лежащих в лесах и болотах, от которых и осталось-то всего ничего - лычка, звёздочка, медальон... Договорились делать эту вещь, если успеем. Не успели. В этот раз.
У меня рабочий день закончился примерно в 9 вечера. Добившись, наконец, любви и ласки от программатора светодиодной "бегущей строки" на одном из своих объектов, я двинул разведывать возможные места установки стендов, а потом - в типографию. По дороге ко мне присоединились misteria и Чорный, а также ЖЖ-юзер freedomcry, предложивший свою помощь и деятельно участвовавший в креативе. Вот он в типографии.
Слева в кадре вы видите Чорного в позе "Смотришь в книгу - видишь зигу".
Дело бы уже за полночь, когда мы, под размеренное жужжание техники, выдававшей последние метры огромной "самоклейки", обсуждали, куда, в итоге, и что. Главное - как. Выбор, собственно, материала для стендов, невелик, а вот как это закрепить там, где мы решили - вопрос.
Как только печать и разрезание широченной ленты на сверстанные блоки строчек закончили, мы с freedomcry повезли Юру домой, а рулон заготовок - в офис, где планировалась завершающая фаза работы. Монтажники наши сами участвовать отказались, ибо хотели спать, но оставили кусок необходимых инструментов. В случае, если бы вторая группа, поехавшая закупаться основой для стендов, остановится на дереве и фанере, инструменты критичны. Повёз группу Сончин муж Иван, обладатель собственного авто и примерно одно-двухмесячного стажа его вождения. Несмотря на ванин скромный водительский стаж, они успешно добрались через весь город к круглосуточным торговцам стойматериалами. Там афтары обнаружили, что фанеры нужного формата в продаже тупо нет. Максимальный размер - 1,5 м в любую сторону нас не устраивал, попил фанеры на месте силами продающей стороны под наши размеры, пересчитанные под составные стенды, организовать возможности не было.
Поиски решения на месте были успешными - придумали и из чего делать, и как крепить. Отделочного пластика, попадающего в тон выбранного для текста фона в продаже не было. Взяли белый. Пластик он относительно легко обрабатывался и достаточно просто собирался-стыковался с использованием тонких длинных деревянных брусков в качестве "ребер жесткости".
Проснулся я в своем рабочем кресле часа в 4 утра нимношка принудительным способом, и отправились мы разгружать с крыши ваниной машины пластик. Параллельно Сонча рассчитывала, сколько блоков какой ширины надо делать. По эстетическим соображениям решили делать стенды разной ширины, раз уже определились, что мы никуда их не впихиваем. Это осложнило задачу попила и разреза, но мы, оккупировав квадратов двадцать офисного пространства, взялись за дело. Мужики пилили и резали пластик, барышни - наклеивали самоклейку. Местами самоклейку отчаянно "вело", вызывая складки и бугры, поэтому занятие требовало адового терпения и, к тому же, даже при адовом терпении не гарантировало 100% результат без единой складки. Когда мы закончили с нарезкой, я сменил Сончу на поклейке, потому что она, довольно измотанная, совсем засыпала работой misteria, которая специализировалась на тонкой доводке поклейки там, где были косяки. У меня получилось чуть лучше просто за счет того, что я быстро выработал методику "пляски" не от углов-краёв, а от центра полотна.
Параллельно с этим рассуждали о том, какие возможности открывает то, что стенды будут легкими и транспортабельными. Поступило предложение не останавливаться на одной точке "монтажа", а начать с площади перед Большим театром, где уже много лет подряд Сонча и её поисковая команда каждое 9 мая собираются для попеть военных песен. Если получится - потом таки передвинуться на Рождественский, и там расположить стенды по бульвару рядом с теперь уже прозой, на 5/6 вполне адекватной, поставленной властями. В качестве максимально гибкого крепления на случай необходимости решили прихватить с собой специально закупленный моток стального тросика и зажимов в количестве.
Закончили мы в районе 10-30 и, чутка прибравшись, собирались уже двинуться, когда Чорный, пристально пересматривавший стенды, сообщил, что обнаружил весьма серьезные расхождения с оригиналом у текста Высоцкого. Все в курсе, что основным источником текста служат аудиозаписи различных исполнителей этой баллады. Высоцкий и сам бывало по-разному расставлял слова и даже заменял в некоторых песнях. Но вариант "Постичь тайну слова, приказ, положенье границ" показался и Чорному, и мне каким-то совсем уж редким, если не сказать ошибочным. Ну ладно "положенье". Но тайну слова-то за что от слова "приказ" отделили? Опять же не выглядела канонической строчка "Краткий бег у забав, столько поля вокруг". На фотографии вы видите уже исправленный вариант. Я дал в прямые сончины руки скальпель, ластик и маркер, и Высоцкий стал почти таким же каноничным и машинописным, как и её любимый Анчаров на соседнем стенде.
После чего мы таки выдвинулись на местность и, объединившись с dmitgur и компанией на Пушкинской, двинулись мимо отцепления какого-то митинга или шествия, к Большому театру, где стихи и выстроились посреди заполненной народом площади. Народ немедленно стал читать, фотографировать, обсуждать.
Как только прибыл первый гитарист, начались песни.
Слева в кадре сам dmitgur, оччень олдовый поисковик. Собственно, он там как раз с нагрудным знаком за активное участие в поисковом движении чуть ли не советского ещё образца.
Народ проявлял к маленькому концерту интерес.
А гитаристы всё прибывали и прибывали...
Видимо, праздник в данный момент уже идёт в полную силу.
Сонча, Юра, Ваня, misteria, Чорный, freedomcry, и Вы, дорогие френды, предлагавшие помощь и приславшие массу интересного, редкого материала, на сегодня и на будущее... Спасибо Вам, люди, за то, что вы всё это сделали! Было много нервов, но в итоге кое-что всё-таки получилось.
Такая вот история импровизации, которая ещё не закончилась. Вечерком схожу-посмотрю, докочевали ли наши стенды до бульваров.
Из этого опыта будут извлечены уроки, и идею украшать город на День Победы самим, не дожидаясь новых казённых ляпов, постараемся двинуть в народ самым широким образом. Равно как и свёрстанные макеты всякого-разного. Качество исполнения надо неуклонно улучшать, а количество - приумножать. А материалы для стендов брать и обрабатывать заранее. Может случится так, что через год наши чиновники по-прежнему никуда не денутся и ничему не научатся.
PS
Да, граждане. Я в курсе, что Высоцкий не воевал. И баллада не о Великой Отечественной, а о борьбе вообще. И, тем не менее, очень попросил Сончу включить это стихотворение в итоговый список, хотя кагбэ подразумевалось, что берем стихи фронтовиков. Возможно кто-то ещё не видел этих строчек, не слышал песни. И, возможно, только этого ему не хватает, чтобы разложить руки, покушать мясо с ножа или хотя бы просто задуматься о происходящем вокруг него. Где он в этой жизни и кто он. Ужо простите мне такой жестокий "мастерский произвол".
Ну и да, видно, что один из блоков самоклейки "Политрука" Слуцкого очень сильно повело, и ничего с этим сделать не смогли, как ни старались. freedomcry вообще был против того, чтобы брать этот стенд, но мне, опять же, совершенно неуёмным образом хотелось, чтобы как можно больше народу прочитали стихотворение, написанное политруком, который имел полную возможность только политручить и больше ничего, но ходил в разведпоиски и атаки вместе с остальными. А то как-то всё "Война Харта" да "Война Мэрфи". Как вы считаете, мой неуёмный образ хотения был прав, или больше его не слушать?
PPS
Ждём ближе к ночи фоток с планшета misteria и зеркалки soooncha, они всё ещё гуляют по городу.