Энтони Леви “Кардинал Ришелье и становление Франции”, М, АСТ, Астрель, 2008 г
В цифре её пока нет, так что я взял у народа почитать и перед возвращением сел выписать некоторые моменты по заметкам в "формуляре", который поселяется у меня в каждой читаемой книжке.
Всё-таки, Ришелье, известный у нас по большей части как зловредный лицемерный поп, окруживший себя шпионами и злодеями, из музыкальной экранизации "Трех мушкетеров" Дюма, IRL провернул колоссальный объем полезной работы, будучи второй из трех последовательной отработавших "ступеней" французского взлёта - Сюлли-Ришелье-Кольбер.
Армия, флот, дороги, производство. Академия, наконец. Он финансировал толпу литераторов, которые оформляли французский язык, на котором вскоре будет говорить вся Европа. (У нас примерно тем же занимался Пушкин тоже практически за гос.счёт.) Человек старательно упорядочивал Францию, воссозданную из ада и пиздеца религиозных войн трудолюбивым Сюлли при Генрихе IV. Балансируя на грани нового ада и пиздеца с регулярными восстаниями крестьян, оплачивавших все эти мероприятия.
Именно при нём, добившемся военного поражения Испании и опалы Оливареса, произошёл закат Великой Испании, расторжение Иберийской унии и всё прочее, о чём на рубеже XX и XXI веков с такой душевной болью писал Артуро Перес-Реверте в своём "Алатристе".