История Олдриха и его сослуживцев на этой войне, история жестоких боёв 2014-го и последовавшей зимней кампании достойна отдельного большого текста, но, пока что, времени на текст, который лежит у меня в черновиках под названием "Гражданин войны", нет. Война, гражданином которой стал Олдрих Антонович Грунд, ещё не закончена. И он сейчас вместе с другими танкистами 1-й Славянской бригады готовится к её неизбежному продолжению.
По ссылке выше в тексте вы можете посмотреть на батарею из 4-х САУ 2С1 "Гвоздика", которую 1 сентября завели и утащили из-под Зеркального, и там же трофейный ГМЗ, гусеничный минный заградитель. Я тогда писал, что укропы бросили пару самоходок "Мста-С" и 8 штук гаубиц "Мста-Б", но фоток не было. Теперь есть. Вот одна из двух брошенных самоходок "Мста-С".
Обе машины были взяты не полностью исправными, но восстановить было реально. Увы, какой-то идиёт уже после зачистики местности от укропов собирался что-то там подрывать гранатой в одной из машин и изрядно попортил электрику. Вполне возможно зимой под Дебалью засветились именно эти машины.
В оргструктуре мотострелковых бригад и артбригады места для них не нашлось, насколько я знаю, так что, наверняка, воюют они на стороне ДНР в каком-нибудь отдельном дивизионе большой зрадности корпусного подчинения.
Возможно, это как раз те две "Мсты", которые показаны вот в этом сюжете:
В колонне из первого ролика их чутка побольше, сколько всего удалось взять трофеев, а сколько "ветром надуло" - Аллах Владимирович его знает.
А вот - те самые 8 гаубиц "Мста-Б", про которые я писал. Чех нашёл их в Старобешевском районе в состоянии "Всё брошено, даже буссоль рядом стоит".
7 орудий из 8 были признаны пригодными к дальнейшему использованию, 8-е сильно обгорело. Нашли 4 пары колёс, и в два подхода вывезли пушки на рембазу в Снежное, где за них немедленно принялись артиллеристы. Обращу внимание на оборудование позиции. Его тупо не было. Орудия не были окопаны, боеприпасы, подготавливаемые к стрельбе, открыто лежали рядом на земле. Поправьте меня профессионалы, но, по-моему, орудия стоят непозволительно близко друг от друга. Единственные земляные работы, которые были проведены - в посадке за орудиями расчёты выкопали... как это описать... неглубокие групповые могилки примерно 2 на 2 метра и сантиметров 30 в глубину максимум каждая, в которых валялось обрывков упаковок от сухпаев на пару дней.
Никаких воронок я на месте боя не видел, скорее всего взяли их внезапной атакой (Боевое охранение? Нет, не слышали!) с применением максимум лёгкой брони. Несколько очередей по штабелям ящиков с зарядами - и на батарее начался адъ. Снаряды, некоторые из которых были полностью или частично подготовлены к стрельбе, поразбросало этими фейерверками по округе - никаких укрытий для БК не было. Пороха выгорели, оставив после себя горки метизов от ящиков возле каждого орудия, укропы разбежались. ГАЗ-66, подвозивший боекомплект, попытался уйти полями-зарослями, но его, видимо, подожгли. С горящей машины, по следу которой я прошёл, упала пара ящиков со 152-мм снарядами (не успели закрыть задний борт), остальные детонировали - "шишигу" я нашёл в конце проломанной в подсолнухах колеи буквально вывернутой наизнаку. Вот как-то так. Очень похоже, что вот одно из тех орудий.
А вот и первые выстрелы из тех самых трофеев, я так понимаю.
А вот парочка танков, историю появления которых в руках ополчения я сам вписывал в наградной на Ваню "Царя", который ушёл из армии после Дебальцево и сейчас копает уголёк как раньше.
Примерно так это выглядело.
В августе 2014-го года, проводя вместе О.Грундом разведку в районе населенного пункта Новоекатериновка обнаружил у продуктового магазина два украинских танка Т-64 со спящими рядом пьяными экипажами. Совместно с О.Грундом угнал танки в расположение сил ополчения.
Обычная история для того периода и даже для зимы 2014-2015. Зимой, кстати, укропы вроде бы подобным отметились, утверждали, что угнали Т-72.
А вот это фотка с одной из разбитых укроповских колонн.
Неподалёку от неё Чех нашёл брошенную БМП-2, завёл её, подтолкнув КрАЗом, но она вскоре заглохла, и надо было её как-то тянуть на ближайший блокпост, чтобы укропы не подорвали или обладатели очумелых ручек не растащили на запчасти. Ответ на вопрос "Где в голой степи на ночь глядя достать буксировочный трос?", Олдрих Антонович решил практически моментально, и через несколько минут мы втроём уже разглядывали развороченную бэху, которая на фото справа, прикидывая, как вытащить трос, намертво зажатый в креплении покорёженным броневым листом. В итоге один тянул за трос, второй рычагом отгибал лист, а третий - лупил бревном по коушу троса, застрявшему в креплении. Пять минут тихого мата и слаженной работы, и - вуаля. БМП дотащили до блокпоста, и я отбил СМС-ку снайперам Старобешевского отряда, что все 7,62x54, которые они найдут на дне машины, в их распоряжении. Да, граждане. Такая была местами напряженка с боекомплектом на потренироваться, что искали где могли и что могли.
А вот это...
укроповская БМП, которую уничтожил на Степановке экипаж ополченца с позывным "Доля". Позывной бойца, стоящего на башне, не знаю. А вот танк "Доли".
Танк этот Степановку не пережил. После того, как машине сбили гусеницу, экипаж выскочил, а два укроповских танка лупили по машине, пока не детонировал боекомплект и не отлетела башня. "Доля" выжил тогда и до сих пор воюет.
Что касается Чеха, то он во время боёв за Саур-Могилу дважды прорывался в уже практически окруженную Степановку, прикрывавшую фланг Саур-Могилы, на многотонной фуре DAF с боеприпасами. "Кто сказал, что машина не может и не хочет работать на нас?" (с) Чех, дальнобойщик с большим стажем, знал, как отключить ограничитель скорости и втопить под 120 по шоссе. Когда аппарат вылетал на просёлок, понятно дело, шёл медленнее, но всё равно получалось уходить от обстрелов. На фуре он прорывался и в Иловайск, с боеприпасами для "Нон".
С "Ноны" там работал Костян. Местный парень, с Донбасса, воевавший наводчиком в экипаже Чеха ещё со Славянска. В мирное время он, проходя срочную службу, как следует пострелял на всех пяти крупных артполигонах "незалежной", поэтому просто скачал из интернета и распечатал таблицы стрельбы и начал работать. Посидели, посчитали, получилось, что тогда в Иловайске за несколько дней он расстрелял порядка 1300 выстрелов. Сначала от непрерывной стрельбы "умерло" одно орудие, потом - второе, и ему достали уже не самоходную а буксируемую "Нону". И вертелась она на одной и той же позиции практически на 360 градусов. Ближе 500 метров к позициям укропы так и не подошли.
Я, благодаря последствиям пыточной атамана Козицына, не застал всего этого, приехал в Новороссию второй раз только в середине августа, а до Иловайска, Саур-Могилы и других мест, вошедших в историю, добрался и того позднее, когда все "котлы" уже практически доварились. Бродил, прихрамывая, среди разбитых колонн, покорёженной техники, вот таких вот могилок...
А за 15 минут до начала "перемирия" в сентябре нас чуть было не накрыло "Градами". Спас нашу группу, ковырявшую КрАЗ с раскладным мостом, всё тот же Чех. Он руководил ремонтом двух танков неподалёку, попал под первый удар и вовремя сообразил, кто будет следующим.
Там было много историй. Все они кое-как начирканы у меня в черновичках, и очередь до них когда-нибудь дойдёт. А сейчас надо где-то доставать Олдриху Антоновичу и его коллегам ещё раций Р-169П1-01, потому что первые 4 привезённые в танковый батальон 1-й славянской очень понравились. Суммарно надо бы ещё штучек 20, "со всем "обвесом". А в том "обвесе" одни запасные аккумы в количестве 40 штук обойдутся примерно в 36 тыр, если не больше. Сам Олдрих Антонович с коллегами-танкистами тем временем будет по кусочкам собирать себе таньчики из подручных материалов. Впрочем, давайте я лучше отчёты отдельным постом чуть погодя. А пока вот вам тот самый российский Т-72, который в июне коварно пересёк границу под Изварино.
В промежутках между раздачами ништяков я его таки доклеил и передал Чеху в качестве подарка на ДР.