Бойцовый кот Мурз (kenigtiger) wrote,
Бойцовый кот Мурз
kenigtiger

Categories:

Новороссийская зарисовка наверное номер 14. Советник по связи.

Kto_skazal_chto_mashina

Я уже видел этот БТР-80 причудливой жизненной судьбы, когда его только-только перекрасили и, поменяв в повреждённой машине всё, что требовалось, даже успешно попробовали позаводить и прокатиться пару метров туда-сюда. Сейчас требовалось понять, что у него со связью. Внешний осмотр даёт традиционный для бронемашин сложной судьбы диагноз - все быстросъемные секции антенны АШ-4 пролюблены, имеем только нижний обрезиненный метр.

Заползаем внутрь. С моим ростом и габаритами в любую броню лезть увлекательно и поучительно, в советские танки особенно. Ну, БТР или БМП на фоне Т-64 - просторный дворец, так что особых проблем не возникает. Каждый раз, влезая в очередную "коробочку" с мультитулом и мультиметром наперевес, вспоминаю Высоцкого "Кто сказал, что машина не хочет и не может работать на нас?!". В этот раз мультитула нет - подарил сапёру из разведки 6-го полка, у которого не было. А мультиметр выкопать в рюкзаке не успел. Ну да ладно, если понадобится что из инструмента, наверное, найдём. Не люблю такой подход, но дядя Толя сдёрнул меня настолько внезапно, насколько вообще было возможно - я уже в дороге еле успел проснуться после ночного написания отчёта о доставке КЦПНовских посылок и у аппарели восьмидесятки оказался ещё весьма сонный. Донецкая военщина внезапна и неумолима, чувак.

Что у нас тут? Серпентарий тангент на полу под башней. По виду не очень убитых и почему-то частично 124-х. Зачем они в 80-м, у которого 174-е ТПУ? Видимо, как кучей лежали, так их и принесли. Ну, хоть с этим проблем не будет. Или будут? Далее. Тяжеленная, 30 кило, станция Р-173 лежит на сиденье командира. Первый вопрос - почему она не на месте? Агааа... Полка под радиостанцию проржавела, почти прогнила, и из её крепления стырены три болта, без которых она при попытке установки станции "уезжает" вглубь ниши. Уезжает, уезжает... стоп. Ещё одно усилие, и станцию всё-таки удаётся поставить на полку, пусть и в неустойчивом положении. Что мы имеем со станцией?

Антенна подключена. Масса - нет. Питание - нет. ТПУ - да. Шнура питания не вижу, зову бойца.
- Надо найти тут шнур питания. Разъем выглядит внешне похожим на вот этот, - показываю "фишку" тангенты МТ2, только меньше и пинов не 10 а 4.
- Пинов?
- Проводов... контактов. В общем, четыре.
- Тут всё, что было.

Блять. У нас нет провода питания радиостанции, что некоторым образом лишает нас возможности понять, работает она или не собирается этого делать. Ну хорошо, мало ли что найдётся со временем, давайте пока ломать ТПУшку, про дееспособность которой мы ничего не знаем.

Прикручиваем тангенту к командирскому блоку БВ34. Берём шлемофон с ниши колеса рядом с местом механа. Офигенный шлемофон - уши и ларингофоны вынуты. Тем временем народ открывает верхние люки и с интересом заглядывает внутрь.

- Для проверки ТПУ надо два нормальных шлемофона.
- Ща на "бэхах" возьмём.

Пока ищут шлемофоны, я оглядываю серпентарий перед рабочим местом командира. Ну неужели нет шнура питания, а? Три года войны, а мы продолжаем собирать технику по кусочкам, не очень себе представляя, какой кусочек куда крепится и как выглядит. В списках на снабжение и обучение - одни, в бээрках на передок - другие. Тут воюем, тут не воюем, тут рыбу заворачиваем.

Наконец-то находят два проверенных шлемофона, и мы подкидываемся на БВ34 и ТПУшку мехвода. Включаем массу, то бишь замыкаем однопроводную бортовую сеть. На машине нет штатных 24-вольтовых аккумов, стоят последовательно подключённые два 12-ти вольтовых, работают. Боец, сидящий у левой аппарели, берёт водительский шлемак с тангентой, прикладывает к уху, но не слышит меня.
- Теперь ты мне что-нибудь скажи.
- Как?
Ойой.
- С ларингофонами не работал?
- Да мы всю жизнь с этими, "кенвудами", катались. И ничего, воевали.
- А внутри машины, между собой?
- Кричали.
- Когда над ухом КПВТ работает, фиг его перекричишь. А уж танковый дизель... Специально для работы на шумной технике придумана такая штука...
В общем, спонтанно случается небольшая лекция, и я показываю, как сам держу шлемофон при проверке связи. "Ухом к уху приложил, а вот эту штуку гладкой стороной - к горлу вторым пальцем прижимаешь, и - всё". Научился. Но связи нет. Проверяю. БВ34 включён. Тангенты прикручены плотно. Мы оба стоим в режиме "ВС", внутренняя связь. Всё должно работать, если БВ34 исправен. А если он неисправен... А если неисправна тангента, которую я прикрутил? А если шлемофон?

Вообще-то я всегда при малейшей возможности старался всё-таки иметь один тестовый гарантированно исправный шлемофон в запасе и по одной гарантированно исправной тангенте - 124-й и 174-й. "Малый тестовый набор". Тут его пока нету, надо как-то что-то это. Ну, хорошо. Где-то у нас тут должно быть ТПУ башнера. Блин, ну где-то тут было всегда, я же помню... А, вот оно. Я даже на ощупь прикручу МТ2 (кстати, возьму-ка другую, не ту, что сейчас висит на БВ34), не пересаживаясь с места командира. Воткнулись.
- Слышишь меня?
- Да.
- А теперь ты.
- Слышно меня?
- Слышно.

Вот отлично вообще. У нас, похоже, есть загадка века. А также два рабочих комплекта шлемофон+тпу. А ну-ка я сниму тангенту с БВ34 и попробую её на колодке башнера. Нашли пассатижи, открутил, поставил на колодку башнера.
- Слышишь меня?
- Слышу.
Да, у нас загадка века. Тангента исправна. Блок БВ34 включается, обеспечивая питание всей системы ТПУ, но командирский тракт этого самого ТПУ не работает. Не могу вспомнить такого безобразия в списке типовых неисправностей из "ТО и ИЭ ТПУ Р-174". А ну-ка...
- Смотри, нас обоих переключаю из "ВС" в "Рст1". Тут уже понадобится нажимать кнопку на тангенте. Меня слышно?
- Да.
- Теперь ты.
- Слышно.
Тааак. И циркулярка работает. А командирский тракт - нет.

В процесс тестирования вмешивается дядя Толя, которому я объясняю состояние дел. "Да насрать. У нас всё равно экипажи по два человека, ты главное рацию посмотри". Охотно, блин, посмотрю, если найдём шнур питания. Поскольку ничего другого не остаётся, всё, что могли, оттестировали, начинаю искать. Блять, да вот же он. В ближайшем жестяном закутке за местом командира лежит невзрачный проводок. Типичный, я бы сказал, "сраный проводок" в понимании настоящего военного с подствольником, Стечкиным и флагом Новороссии. С одной стороны - накручивающийся разъём на четыре пина, с другой - один единственный загнутый контакт, "под болт". Радостно сообщаю дяде Толе в люк, что нашёл провод и не надо пытаться его откуда-то ещё снять. Вкручиваем в станцию. Очерчиваем вторым концом провода магический круг по внутренней стенке БТРа.
- Где-то здесь в этой окрестности должен быть болт, под который это крепится.
- И где?
Хороший вопрос. У нас в батальоне БТРы были не настолько потрёпанные и разобранные, и там искать точку включения станции проводом питания в бортсеть не приходилось. Даже станцию ни разу не менял в БТРах.

Знание - сила. Вылезаю из машины выяснить, не взял ли дядя Толя свой ноутбук, на котором у него с моей помощью поселилась вся документация на танки и легкую бронетехнику. Не взял.
"А я ж скопировал у тебя всё по восьмидесяткам" - выручает один из бойцов, и мы идём включать его побитый жизнью ноут с не менее побитой жизнью мышкой. А, ну да. "CoD 2" она побитая. А вот программы для чтения файлов он не скопировал.

- Тут программы нет, которая эти файлы читает.
- Как-то она у меня открывалась...
- Вот эти открывались, они - PDF, а для этих, DJVU, читалка нужна специальная. Она была в комплекте.
("ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ", блин)
- Было бы ещё время это всё читать... - произносит боец таким упавшим голосом, как будто ему придётся для этого заново учиться читать, а не установить одну программу и перелистывать станицы мышкой.

Мдяяяяя... Энторнета тут, ясное дело, нет, так что самый простой вариант - смотрим плакаты. В соединительную коробку 9 приходят плюсы радиостанции, некоего аппарата номер 79, который добрые составители наглядного пособия протупили и забыли вписать в список, и ТПУ, его номер 36. 79-й, 79-й... что это может быть? Приёмник Р-173П? П. Продолбан.

Ладно, это уже кое-что. Соединительную коробку 9, от которой, судя по всему, запитаны рация, приёмник и ТПУ, можно найти по проводку питания от ТПУ. Лезем обратно. Где тут у нас питалово на БВ34? Вот оно. Точно питалово, те же четыре пина и один проводок. И куда он идёёёёёт... Блин, а я туда не подлезу, куда он уходит. Зову дядю Толю, отчитываюсь.

- Надо доставать рацию, смотреть, куда там под неё уходит этот проводок от ТПУ, видишь? И вот туда же крепить вот этот хвост. Я туда не подлезу, пузо мешает. Потом пробовать включить рацию. Вот тут. Должна загореться хотя бы одна цифра, номер канала. Это если вот этот переключатель переключить, то загорятся остальные цифры, значение частоты.
- Понятно. Напряжём кого-нибудь из экипажа. Вылезай.
Подтягиваюсь в люк, упираюсь правой ногой... Теперь слезаем. Да, медленно и печально. Потому что все эти лихие прыжки с брони, особенно в полной выкладке, для дебилов, которых с ненулевой вероятностью отвезут потом на скорой в больничку с какой-нибудь глупой и обидной травмой нижних конечностей. Всё. Завтра приеду со своим ноутом и всем инструментом.

По дороге домой пилю мозг дяде Толе.
- Пусть обязательно приведут полку под радиостанцию в порядок. Болты...
- Да приведут...

Каждый раз, вылезая из брони, в которой наконец заговорили "говорящие шапки", заработала радиостанция, ТПУ, я задаю себе вопрос - что я тут делаю, и где все те прекрасные люди, которые должны всю эту кухню знать лучше меня? Говорят, они где-то есть, называются они военные специалисты, и они не рассказывают бойцам с пафосом тру профи, что "без включенной радиостанции вы друг друга в ТПУ не услышите, потому что голос преобразуется только в рации".

И вспоминается мне боец, забежавший зимой 2014-го в наш с Гудвином кубрик батальонной располаги.
- Советник по связи здесь?
- Так-так-так, молодой человек. У нас что же, появился советник по связи? Вы себе не представляете, как я жажду его видеть.
- А мне сказали, что он тут.
Гудвин был в отъезде, и я понял, что боец имеет в виду меня. Я горестно вздохнул, и мы пошли ковыряться в его таньчике. После чего я поинтересовался у начальства - а в самом деле, где советник по связи. Должен же быть профессионал по данному вопросу в части, где больше 50 бронеобъектов. Начальство лаконично сообщило мне:
- Поздравляю, Мурза! Ты - советник по связи.
Ну за2,72бись теперь.

Новороссия, ДНР, 28-29 августа 2017 г.
Tags: новороссийские зарисовки
Subscribe

  • Ещё немного зимы

    Не прошло и года (или уже прошло?) с момента получения нескольких экземпляров "Чуда под Москвой", как я таки дочитал свой экземпляр, хоть как-то…

  • Обычно...

    Дебальцево у нас к каждой очередной годовщине это всё более блестящая, смелая, успешная и местами даже "сетецентрическая" операция. Ну и актовые залы…

  • Прям оч.годно про Пирл-Харбор

    dr_guillotin традиционно жжот (особенно момент с сигнальными ракетами красивый, да), но вот что слегка печалит. Гораздо нажористее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ещё немного зимы

    Не прошло и года (или уже прошло?) с момента получения нескольких экземпляров "Чуда под Москвой", как я таки дочитал свой экземпляр, хоть как-то…

  • Обычно...

    Дебальцево у нас к каждой очередной годовщине это всё более блестящая, смелая, успешная и местами даже "сетецентрическая" операция. Ну и актовые залы…

  • Прям оч.годно про Пирл-Харбор

    dr_guillotin традиционно жжот (особенно момент с сигнальными ракетами красивый, да), но вот что слегка печалит. Гораздо нажористее…