Бойцовый кот Мурз (kenigtiger) wrote,
Бойцовый кот Мурз
kenigtiger

Category:

КЦПН/“Призрак”. ДЗУ-БТВТ в работе

Люблю выходить за рамки стандартного волонтерского “вот мы привезли и отдали”, особенно разумным и правильным мне это кажется в ситуациях, касающихся каких-то интересных сложных вещей, хотя, было дело, даже по сверхоблегченным летним черным берцам публиковал “фидбэк” от их получателей-носителей. Привезённую полёвку я уже успел лично позапутывать-пораспутывать, в привезённых квадрокоптерах – покопался, про всё это лежат материалы, надеюсь выложить в ближайшее время. Сегодня выложу кое-какие итоги по ДЗУ-БТВТ, привезенному КЦПН в конце прошлого года в батальон “Призрак”.



Расшифровывается это как “Десульфатационное зарядное устройство для бронетанкового вооружения и техники”, продаёт производитель, гугл в помощь. По названию вроде бы ждёшь, что это будет ерундовина исключительно под диагностику и профилактику тяжелых свинцовых аккумов наземной автомобильной и гусеничной техники, но неть. Подключив к нему комп, поставив ПО и покопавшись в функционале, обнаруживаешь, что шарманка по дефолту, с встроенным ПО, умеет и авиационный никель-кадмий. Настройки достаточно гибкие, можно заряжать всякое разное. В настройках методов обработки кроме разделов “Автомобильные” и “Авиационные” есть ещё “Промышленные” и “Железнодорожные”.



Поковырявшись в интерфейсе ПО, обнаружил ещё интересное, заложенное в систему - возможность управления целым цехом таких устройств с одного компа – через сетевые или USB-интерфейсы. ИМХО, в качестве основного потребителя ДЗУ-БТВТ изначально и предполагаются такие “цеха”, расположенные в электрифицированных местах базирования наземной и летающей техники посреди временного или постоянного отсутствия цивилизации, оставленные там на год или больше, в ситуации, когда постоянная покупка и доставка новых аккумуляторов более затратна, чем создание пула подменных аккумов и постоянная профилактика-ротация… а главное - в ситуации, когда отказавший, не вовремя севший аккумулятор = смерть людей или, как минимум, смертельная угроза. И неисправность части техники общим её количеством не исправишь – нету советских орд всего и вся, буджеты не те.

В общем, производитель, добавляя к ДЗУ сокращение БТВТ, явно предполагает потребителями таких цехов диагностики и профилактики кислотных и щелочных аккумуляторов военных, в том числе и в первую очередь – в удалённых местах типа Сирии. Зачем понадобилось, помимо чисто зарядной функции, городить огороды с десульфатацией? Кратко суть явления сульфатации описана, например, тут. Там же есть немного базовых моментов по десульфатации и устрашающая циферка - 70% аккумуляторов умирают не “от старости”, а от того, что активная поверхность пластин сульфатирована из-за условий эксплуатации. Условий, к слову, увы, типовых для аккумуляторов как городского автомобиля, так и военной автобронетанковой техники.

Освоение новой техники я, помимо прямых экспериментов – подключить аккум к устройству и посмотреть, что будет, начал с того, что как следует прогуглил тему и нашёл на одном форуме тему любителей экспериментировать с десульфатацией. Ну и кинул туда клич, мол, вот какая штука есть. “Кто сталкивался, что скажете?” Никто не сталкивался. Ну, я рассказал, как работает аппарат в плане настроек десульфатации. Мол, набираете сами или выбираете заранее подготовленный “Метод” для аккумулятора некоей конкретной емкости. Разряд до какого-то значения, потом – заряд импульсами тока, амплитуду которых и время можно менять (разумеется, есть основные базовые программы), в несколько этапов. Выход из каждого этапа – по времени и/или по току. Вводите количество циклов, которые хотите провести, и уходите работать по другим задачам. Пару раз в день проверяете, что всё в норме и процесс идёт. Раз в день или два смотрите, что с электролитом. По умолчанию стоит 10 циклов, это примерно 10 дней. Статистика всех зарядов и разрядов сохраняется, можно, скажем, на пятый день открыть комп, посмотреть, что там интересного, и решить, смотря по динамике, стоит ли вообще тратить дальше время на этот аккум – есть ли прирост емкости, который прирост более-менее примерно определяется по значениям разрядов двух соседних циклов. Следующий цикл на этапе разряда, с которого он начинается, снимает всё то, что успел поназаряжать предыдущий своими тремя этапами импульсов. Есть хороший прирост – ура, нет – увы.

Среди множества толковых уточняющих вопросов, естественно, посыпалась критика, обусловленная взглядом на прибор гражданского энтузиаста данной темы, который, почитав умных книжек, на кухне спаял некую приблуду небольшую и неспешно, на досуге, экспериментирует с продлением жизни аккумулятору своей легковушки. Ничего против людей, которые этим занимаются, не имею, сам гражданский изначально, сам умные книжки читать люблю, но вся критика росла именно из того, что зампотехов танковых батальонов, хотя бы отставных, на форуме было, мягко скажем, маловато. То есть люди превращали в претензии те вопросы, на которые отвечали конструкторы устройства, когда его делали, просто потому, что ответы конструкторов были ответами на нужды зампотеха танкового или мотострелкового батальона, а не на нужды гражданских лиц с запасом свободного времени, которым хочется сэкономить на покупке нового аккумулятора на автомобиль. Один из пользователей выдал сразу весь набор возможных претензий:

“Господи, какая бестолковая дорогая громадина! Сколько вы за неё денег отдали?! Я такую спаяю в два счёта, стоить будет копейки! Какая лажа! Это же эксплуатация советских патентов 70-х годов прошлого века! Сейчас есть методики куда лучше !“

Вот в чем я ни разу не сомневаюсь, так это в том, что умный человек, конечно же, способен, как следует повозившись, спаять зарядное, которое, стоя в кладовке или где-то ещё, проведет необходимую десульфатацию автомобильного аккумулятора на 50 или 60 Ач. Люди постят схемы, видосы, отчёты о том, как им удалось подобрать тот или иной хитрый алгоритм, чтобы “вытянуть” самый убитый аккум. И наука наверняка не стоит на месте, может быть есть и что-то более хитрое. Но.

Есть более-менее конкретная задача поддержания боеготовности БТВТ танкового или мотострелкового батальона, под которую делалось устройство. Приоритетно выполнение именно её наилучшим образом. Возможность прогнать через профилактику аккум с легковушки ничего не перепаивая а клацнув пару раз мышкой – приятный бонус, не более. Что же это за задача?

Танковый батальон берём по штату 42 танка, 4 роты и 2 машины управления, плюс остальные грузовые авто и броня, положенные батальону. В каждом танке 4 штуки 12-ти вольтовых аккумулятора. Округлим остальную толпу брони в меньшую сторону, пусть будет у нас суммарно 50 единиц по 4 аккума в каждой, 200 всего. Аккумы эти в наши дни, как правило, марки 6СТ-190. 200 большущих аккумуляторов по пятьдесят кило. Обслуживаемых, с выкручиваемыми пробками, “простых как валенок”. Таков типовой, основной, валовой пациент данного устройства, под которого оно, в основном, и делалось. Равно как и под 24-х вольтовые, того же форм-фактора. Их, эти 200 штук требуется держать в постоянном тонусе, а которые не держатся – заменять. Причем не в тот момент, когда танк в поле встал, и враги всех убили, а, пользуясь каким-то критерием объективного контроля, ЗАРАНЕЕ. Страшное слово такое. Чёрная магия.

Толпы людей, которые бы занимались этим и только этим, под рукой нет, так что процесс требуется предельно автоматизировать. И, например, идея контролировать заряд с помощью лампочек на сколько-то ампер и смотреть, сколько лампа известного номинала прогорит от заряженного аккума, не катит – нет того, кто будет постоянно приглядывать за лампочками.

Гарантийные сроки на 6СТ-190 до двух лет вроде бы. Допустим, что мы хотя бы раз в год хотим проводить диагностику и профилактическую десульфатацию каждого аккумулятора. Хотя бы. 200 применений в год.
“Спляшем” от отдельного ДЗУ. 365 дней в году делим на 10 суток – цикл десульфатации, если берем дефолтные 10 проходов, они столько времени и занимают вместе с контрольными мероприятиями. 36,5 аккумов в год может отработать каждое ДЗУ. Делим 200 на 36,5 и получаем, что на один только мотострелковый или танковый батальон штатов российской армии надо иметь цех из шести таких устройств. Если плановая десульфатация продлит срок службы аккумулятора вдвое, то при двух таких десульфатациях за время службы мы получаем лишний аккум. То есть каждый год непрерывной эксплуатации ДЗУ-БТВТ экономит нам 18 с четвертью стоимостей 6СТ-190, по 6 тысяч рублей стоимостью за штуку или 109 500 рублей за вычетом электричества, которое государственные структуры, скажем так, покупают крупным оптом.

Если я правильно помню, за сколько его брали, то получается, что при непрерывном использовании каждое такое устройство окупает себя меньше чем за полгода. А дальше казённые деньги, или деньги личного состава, которые были бы потрачены на покупку новых аккумуляторов, тратятся на что-то другое полезное. В размере 109 500 умножить на 6 рублей, если брать масштаб танкового или мотострелкового батальона российских штатов.

Естественно, такое устройство нафиг не нужно домашнему умельцу, которому надо обслуживать один-два аккумулятора и у которого есть для этого долгие зимние вечера в кладовке. Нужно обслуживать 200 батарей в год, какие-то на 12, какие-то на 24 вольта, током по 19 ампер на тех же 6СТ-190, на 6 устройствах параллельно и не путаться. Желательно – одному человеку и чтобы тратить на это минимум времени и мозга, действуя по шаблону с использованием типовых алгоритмов. Фактически – просто контролировать работу ПО. Чтобы самой сложной и долгой операцией было выкручивание и закручивание пробок на аккумах пятирублёвой монетой.

Что касается “более совершенных методов”, которые “вытащат даже самый убитый аккумулятор”, то, внезапно, у нас есть под рукой одно отнюдь не новое волшебство, доступное в армии – документирование и регламентирование всей фигни. Нам не надо “вытаскивать даже самый убитый”, если у нас есть журнал, в котором написано, что год назад некий аккумулятор номер NNNN, например, встал в строй, следовательно, мы его сейчас, через год, обязательно снимаем и прогоняем через профилактику-диагностику-десульфатацию. Нам вполне достаточно метода, который работает в этой ситуации, для нас при решении этой задачи критичнее алгоритмизируемость процесса десульфатации и его полная автоматизация, нежели возможность придумать такой процесс, который смог бы “поднять совсем мертвеца”.

“Мертвецов”, которые отслужат два обычных срока при своевременном обслуживании, мы просто сдадим поиграться тем, у кого есть время на “хитрые методы”, которые не алгоритмизруются так просто как этот. И кому потом на этом аккумуляторе можно встать на МКАДе. А танку или БМП не завестись быстро в нужный момент – хана. И вот с этим не самым лучшим методом, загнанным в простую компьютерную логику, один человек, тратя минимум времени, сможет контролировать с одного компа заряд на 6 устройствах, автоматически создавая базу данных по обслуживанию, где отражены все сеансы по всем аккумуляторам, пронумерованные в соответствии с номерами аккумов. Какова была емкость, какой был прогресс при десульфатации.

Замечу – главное в этой истории даже не то, что мы на танковый или мотострелковый батальон стандартного штата сэкономим полмиллиона рублей в год казне или личному составу, это не так много. На одних учениях солярки сгорит на большую сумму, не говоря про снаряды. Главное – постоянное четкое понимание того, что у тебя внутри этой конкретной пятидесятикиллограмовой дуры с номером NNNN. Не только понимание того, заведёт она тебе танк сейчас, когда он из парка выходит, но и понимание того, что она тебе его и через трое суток в голом морозном поле заведёт. И не понадобится дергать танк другим танком, которого может рядом и не быть, посылать грузовик за запасными аккумами, чтобы танк Т-72 или Т-90 стоимостью где-то в три миллиона долларов наконец-то все-таки доехал до поля боя.

Б – БОЕСПОСОБНОСТЬ. Постоянная и предсказуемая. Прошёл аккум определенную отметку емкости вниз – на свалку, потому что просто нельзя рисковать его дальнейшим использованием.

Не стал я это всё тогда разжевывать, времени особо не было. Впереди была собственная практика использования ДЗУ, тут, на местности, так сказать. Она получилась интересная.
Когда оборудовали рабочее место под устройство, объяснили всем, что прибор делает и предложили приносить аккумы с техники на профилактику, народ, естественно, понёс экземпляры, пребывавшие в наиболее душераздирающем состоянии, ибо ни 200, ни 20 новеньких аккумов 6СТ-190 одновременно с ДЗУшкой из-под земли не выскочили, чтобы поставить их на технику, а снятые потоком прогнать через ДЗУ.

Кто-то нёс “мертвеца”, надеясь на чудо, кто-то нёс “мертвеца”, потому что больше свободных аккумуляторов не было. Первый большой танковый аккум, судя по маркировкам, был ещё дебальцевским трофеем и имел одну совсем мертвую, видимо уже закороченную, банку. Образовавшийся поток 50-ти, 60-ти и более амперных автомобильных аккумуляторов, которые люди несли в надежде на оживление, тоже разнообразием не баловал, все они приносились в ситуации, когда, прослужив пару лет в условиях, далеких от идеальных, имели 10, 15, ну 20 процентов емкости. Меня же интересовала всё-таки работа с теми “пациентами”, под которых строился этот большой железный ящик, 6СТ-190.

Надо заметить, что в местных условиях постоянный дефицит этих аккумов порождает ситуацию, когда ты просто так не можешь снять ни одного 6СТ-190, все на технике стоят, и, соответственно, все они без профилактики умрут раньше времени. Как только купили новых пару штук – появилось, наконец, с чем продуктивно работать. Средний результат работы с тем, с чем вообще имело смысл работать, оказался примерно ожидаемый. 6СТ-190, потерявший от жизни своей тяжелой и варварских условий эксплуатации где-то плюс-минус половину емкости, получается поднять на 20-30%, существенно затормозив сульфатацию. Теперь бы набрать базу данных побольше, с реальными срокам использования конкретных аккумов, чтобы получить четкий алгоритм работы с ДЗУ – каждые столько-то месяцев ставим каждый аккум на 10 циклов, и если не набрал после 10-го больше N ампер, то выводится из использования на боевой технике. Полагаю, в идеале хорошо бы, конечно, прогонять аккумы через профилактику каждые полгода, тогда КПД будет выше, но для этого нужен небольшой запас 6СТ190, которые тут в диком дефиците. Без такого запаса никто дееспособный аккум не принесёт, разве что с ремонтируемой техники. А работать-то надо начинать с дееспособным. Думаю, наверняка есть методы, позволяющие запоздалым приемом особого уникального вида "Боржоми" вернуть к жизни отвалившиеся почки, но желающих попрактиковать эту боевую магию в ближайших наших окрестностях я пока не ижу. 6 или 12 ДЗУ ставить в одном “Призраке”, конечно, тоже смысла нет, тут столько техники нет, но одно с постоянной нагрузкой работать вполне себе может и должно. Что, собственно, и делает.

Кому интересно – на фото в работе текущая задача ДЗУ-БТВТ.

dzu-action-1

Аккум 6СТ90, переданный одним из подразделений в состоянии “Перестал брать заряд, не знаем, что делать”. Ничего удивительного - 9 вольт на клеммах, и пластины торчат из электролита в половине банок. После долива и зарядки кое-как набрал около 15-20% емкости.
Вот скриншот интерфейса на втором цикле, после того как первый, разрядный, этап второго цикла “снял” с него без малого 16 Ач.

dzu-action-2

Из печального – софт не идеален, интерфейс корёжит на “квадратных” мониторах 1024x768 и кое-какие операции с редактурой методов приходится делать через нелицо, так что пришлось брать ноут, не жизнеспособный как полноценный ноут, на котором экран прямоугольный, и приставлять к ДЗУ его. Софт, бывает, вылетает, но в доках есть список типовых ошибок и примерно понятно, что откуда выросло. Увы, отдельной памятки по тому, какие аккумы на каких сроках и как профилактировать, в доках нет. Видимо, это уже ведомственная книжка с грифом ДСП. "А вы гуглите". Гуглим, чо.

Из прикольного и полезного, помимо того, что при отсутствии перерывов в питании ДЗУ по каждому аккуму в базе на ПК получается более-менее внятная картина всех его циклов обслуживания – ДЗУ в совсем-совсем полной комплектации идёт аж с датчиками температуры, опускаемыми в каждую банку, и под этот функционал в интерфейсе, естественно, сделано место, под поточную обработку всей этой информации. Но это уже для "цехов". Ну а будут какие выдающиеся достижения у нашего одинокого ДЗУ - непременно напишу.

КЦПН продолжает работу!
Tags: КЦПН, Новороссия, Призрак, отчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments