Бойцовый кот Мурз (kenigtiger) wrote,
Бойцовый кот Мурз
kenigtiger

Category:

Продолжение про БПЛА для Новороссии. Решение от КЦПН.

В своем недавнем посте я кратко осветил проблему БПЛА в Новороссии и немного заинтриговал вас тем, что КЦПН этим вопросом занялся, надеясь всё-таки выйти за пределы мелких "квадриков" и даже кое в чем преуспел. Что же было сделано?

Ну, во-первых, будучи в Донецке, я поприсутствовал несколько раз на мероприятиях формата “пойти, побросаться самолётом”. Самодельной конструкции, которую вы увидите в ролике задач на какие-то могучие полёты не ставилось, на легкой батарее малой емкости тестировались материалы, технологии и технические решения для самодельных конструкций корпуса, БРЭО, аэродинамическая и силовая схемы. Судьба “летающей лаборатории” при такого рода интенсивных испытаниях была предрешена…





Так упокоилась “Летающая лаборатория – 1”, собранная в Донецке буквально из того, что было под рукой и энтузиазма. Второй тестовой самоделке жизнь была суждена куда более богатая приключениями, прошла она на том же самом “полигоне” под Донецком, уже без меня, ибо я убыл в известном направлении – ЛНР, Кировск, “Призрак”. И уже оттуда узнал, что, например, искомая оптимальная технология изготовления прочного самодельного крыла таки да, найдена, а вот в остальном, с аэродинамической и силовой схемой, с корпусом, надо ещё повозиться.

Сказать, что делался какой-то эксклюзивный прорыв, нельзя. Война шла четыре года, штучно в республиках летали и куда более сложные конструкции. Речь шла об отработке технологии самостоятельного изготовления прочных и устойчивых в воздухе планеров, способных поднять полезную фото/видео нагрузку. Речь шла об универсальном тиражируемом решении. И, пока на голом энтузиазме делались и переделывались тестовые аппараты, я предложил пофантазировать, что можно получить, если добавить к энтузиазму немного возможностей КЦПН.

Ну, например, взять какой-то фабричного производства корпус, оптимально подходящий под задачи, подобрать нужное БРЭО, поработать и начать тиражировать, параллельно развивая свои возможности делать корпуса самостоятельно и, тем самым, ещё сильнее снизить стоимость каждого борта и повысить ремонтопригодность вплоть до возможности снять всё БРЭО с капитально поломавшегося борта и быстро перекинуть его на такой же новый, чтобы не было длительного перерыва в полетах.

В итоге к моменту моего отъезда техзадание на требуемый аппарат уже согласовали с Акеллой . Прототип решено было делать двухмоторной “электричкой” с покупаемым в готовом виде, для ускорения процесса, корпусом. Пока всё необходимое ехало из Китая, добрые люди через нас передавали в мастерскую БПЛА всякие полезные мелочи, ну и КЦПН закупил некоторый полезный инструментарий…

bird-is-word-1

- Слушай, Андрюх, а почему прислали СТОЛЬКО пропеллеров? Мы в три раза меньше просили.
- Москвичи же. Посчитали, при каком количестве себя окупит доставка курьером прямо в офис. Это плохо?
- Ээээ... нет.


bird-is-word-2

- Посмотри, люди прислали фотосписок того, что у них лежит без дела. Надо?
- Очень пригодится.
- А что ещё нужно из инструментов? Список когда получится нашим отправить?


bird-is-word-3

bird-is-word-4

Вот так к Новому году мастерскую доукомплеатовали всем необходимым инструментом (Да, под шуруповёртом, дремелем и станком под дремель - те самые химгрелки, о раздаче которых в районе Нового года я ещё не сделал подробный отчёт. А на дворе - уже август). Оставалось дождаться приезда корпуса и БРЭО.

Выбранная двухмоторная схема сулила, помимо дальности и грузоподъемности, ещё и хорошую устойчивость машины. Типовой корпус подбирался уже проверенный в плане прочности и “летучести” – “Twin dream”. Как только все компоненты были доставлены… выяснилось, что добрые китайцы по широте души своей положили в посылочку подвес под фото/видео камеру такого размера, что на нём не камеру а сам самолёт можно подвешивать – выдержит. А вот в корпус не влезет. Итог – для начала самолёт полетел не совсем с той оптикой, с которой планировался и пока без стабилизации.

Вот оно, историческое фото первой, малость внештатной, посадки на грядки рядом с полигоном (Извините, кое-что из торчащего снаружи БРЭО замазано). Полёт проводили с тестовой, самопальной батареей малой емкости, она резко просела по току, но самолёт не упал, а очень чисто спланировал.



bird-is-word-5

Последующие полеты снимались не очень системно, но материала мне в итоге выдали изрядно, включая снятое с борта аппарата видео. Увы, увы, увы… резать его пришлось нещадно, потому что новонайденным удобным полигоном мы нимношка дорожим, особых примет места давать украинским ДРГ не хочется. (Особенно жалостливо было резать взлёт, снятый FPV-камерой, влзёта того и так считанные секунды красивые - дальше просто небо.)





Отдельный комментарий про фото и видео с борта аппарата. Повторюсь – приведён кусок видеозаписи, сделанной на наземной станции, со всеми помехами. Естественно, в машине стоит собственный внутренний DVR, на который всё пишется без помех, а онлайн-видео – это возможность “зумануть” подозрительные точки с наземного пульта, чтобы потом, после посадки, конкретно их посмотреть в хорошем видео с хорошим увеличением. Увы, пока что видео снимала не та аппаратура, которую хотим поставить в качестве основной.

Фото, опять же, можем показать только с экспериментальной фотонагрузки. В данном случае мы действуем в такой сфере, где лишний болтик на публику показывать нельзя, потому что это даст противнику представление о возможностях техники, которая ещё только “принимается на вооружение”. Ясное дело, что “задача минимум” – вынести за счет самолёта оптические возможности “квадриков” по выявлению наземных объектов на новые дальности и высоты. Что получилось и ещё получится сверх этого – сможем показать уже только на следующем этапе.

Кстати, о летных параметрах и о самолёте вообще.

Первое и главное качество, чудовищно облегчающее эксплуатацию машины войсками, качество, которое изначально закладывал в проект наш донецкий разработчик - ПИЛОТ НЕ НУЖЕН. Оператор просто включает питание, задает программу полета – маршрут и режим съемки, запускает моторы и бросает машину в небо. Аппарат по заданной программе набирает высоту, после чего, выйдя на рабочий эшелон, проходит по точкам заданный маршрут, делая фото или снимая видео.

Соответственно, оператор может или полностью устраниться от управления машиной и просто ждать её в точке посадки, или, включив перед полётом передачу видео, принимать его на земле и масштабировать интересные места. Отсутствие необходимости в подготовке отдельного пилота под каждый “борт” или пару чередуемых “бортов” снимает сразу массу проблем в полноценной и, главное, постоянной работе подразделений БПЛА. В том числе проблемы, возникающие с полётами даже у хорошо подготовленных пилотов – практика показала, что и опытные “летуны” тоже бьют машины в сложных условиях или просто переоценив свое летное мастерство.

Автоматика же на этой конкретной машине в одном из испытательных вылетов спасла борт из, казалось бы, гарантированной аварии. В тот раз из-за изменения ветра, взлет самолета программировался не по стандартной траектории, и он в наборе высоты цепанул дерево. Люди не впечатлительные и не склонные к преувеличениям описывают дальнейшее примерно так: “Врезался в ветки, полетели клочья-куски, самолёт закрутился “бумерангом” и скрылся за деревьями. Уже хотели бежать и собирать по кусочкам, когда увидели, что борт, пролетев "бумерангом" метров этак десять, вылетел из-за деревьев уже выровнявшимся по курсу, вышел на маршрут и ушёл дальше в набор высоты. Отлетав программу, борт штатно сел на поле”.
“Клочья-куски” оказались срубленной винтами листвой и мелкими ветками. Сам самолёт привёз на крыле всего одно заметное свидетельство столкновения с деревом, которое его и “крутануло”. Даже не сразу заметили. На фото для наглядности приложили к кромке крыла коробку.

bird-is-word-6

Полёты после этого столкновения самолёт продолжил. Как потом оказалось, были и менее заметные “травмы”, но в целом сочетание конструкции корпуса, аэродинамической и силовой схемы двухмоторника их компенсировало, что позволило отлетать всю “программу дня”.

Собственно, это второе и тоже крайне полезное свойство аппарата выбранного типа – неприхотливость и прочность, устойчивость в воздухе. Штатная посадка, которую аппарат, что отдельным образом приятно, выполняет в полностью автоматическом режиме, переживается бортом без повреждений, он даже не ломает пропеллеры (которых, впрочем, есть запас благодаря добрым людям). Может сорвать цветочек рулем направления.

bird-is-word-7

Третье полезное свойство – дальность и время полёта. С хорошими батареями (а нам, опять же благодаря добрым людям, хватило денег на хорошие) аппарат позволяет полноценно заглянуть за ЛБС и даже немножко покружить в особенно интересных местах на дистанциях, о которых квадрокоптеры не могут и мечтать. В условиях, когда противнику не надо особо долго сосредотачиваться, чтобы перейти в наступление, иметь постоянно в работе такие аппараты – бесценно. Это - те глаза, которые смогут своевременно засечь дополнительную технику, которую противник раньше времени не будет “светить” у передовой, где её движение банально слышно с наших позиций. Это наша гарантия от совсем уж внезапного погрома со стороны “уважаемых партнеров”, усиленно фапающих на хорватскую “Бурю”.

Из всех перечисленных полезных свойств данного аппарата складывается не только необходимость, но и вообще сама возможность масштабирования данного решения не в рамках узкого круга энтузиастов, а в рамках всех вооруженных сил Республик. Обучили расчёт алгоритмам программирования машины и работы с ней при старте, обучили алгоритмам диагностики, сделали серию учебных полётов – всё, пользуйтесь. В приступе перфекционизма в конструкцию добавили даже антиторопыжные разъёмы в сочленении крыла с корпусом.

bird-is-word-8

Да, они советские. Ими, намертво вклеенными, заменены хрупкие разъемчики проводов электроники, расположенной в крыле.

Предвижу шквал комментариев в духе “О! Очередные изобретатели велосипедов! Всё это уже сто раз было!” Вот именно, дорогие комментаторы. И корпус, и все “потроха” этого аппарата куплены на Ali Express, где и всевозможные корпуса, и авионику уже сто раз до нас покупали и комбинировали отнюдь не безрукие люди, в том числе и работавшие на нашего противника. Эскадрилий НАШИХ беспилотников, непрерывно висящих в небе Донбасса, как-то не наблюдалось. То тут, то там группы энтузиастов что-то делали, запускали с разной степенью успешности разные конструкции с разным БРЭО, но в целом положение было безрадостным. Массового решения типовых задач войск, выходящих за рамки возможностей мелких "квадриков", не было.

Поэтому нас больше всего интересовал именно 101-й раз – чтобы это наконец-то появилось у нас здесь сейчас и, главное, чтобы это было именно то, что нам надо. Чтобы оно было доступно к тиражированию по критерию доступности техники будущему “летному составу” и, при этой простоте, максимально полезно по боевым возможностям.

Поэтому мы отложили эксперименты с более дешёвыми полностью самодельными корпусами самолетов. Поэтому оборудование и корпус брали не исходя из того, что “а вот сейчас модно” или “нам тут предложили подешевле” или “вот такое было под рукой” или “а вот они делают вот так” а исходя исключительно из оптимальности решения поставленной задачи. Пусть и дороже. Естественно, анализируя при этом чужой опыт. Собственно, нагло пользуясь тем, что мы – далеко не первые, шишек набито до нас и дров наломано.

В итоге мы получили оптимальное масштабируемое решение, дающее реальный результат, не уходящий в ноль при передаче аппарата от инженеров с многолетним стажем и профильным образованием на эксплуатацию в войска. Такое решение, при всём имеющемся дефиците денег и кадров, было найдено, и дальнейшее его тиражирование с развёртыванием полноценной учебно-ремонтной базы зависит уже только от наличия средств.




Большое спасибо всем добрым людям, благодаря которым получилось “поставить на крыло” первый такой комплекс! Помочь развитию этого и других наших проектов можно тут.

Всех с Днём Авиации!

КЦПН продолжает работу! Наша группа в ВК – здесь.
Tags: Новороссия, грузы, отчёты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments