Кто не в курсе устройства квадрокоптеров "Фантом", тот может не знать, что и моторов, и "пропеллеров" у него на самом деле не 4, а 5. Помимо плотной сборки электроники в центральный отсек корпуса для полного температурного фэн-шуя ставится ещё и батарея, так что без принудительной вентиляции как-то совсем ой. И если она начинает барахлить, раздаётся посторонний шум и аппарат перегревается, особенно летом, будьте любезны лезть в потроха и выяснять, а что, собственно, происходит.
Ну ок, лезем. Предварительно, естественно, погуглив по теме и посоветовавшись с опытными товарищами. "Надо ось силиконовой смазкой смазать, но ты смотри не потеряй шайбу мелкую, которая держит ось..." - сказал опытный товарищ. "А ещё там было биение рамки вентилятора об корпус, так что между ними чуть ли не штатно, на заводе, стали прокладывать поролон" - сказал гугл.
Ошынь ахуратна снимаем крышху. Потому что вот этот главный шлейф квадрика, он нам нужен очень целым. Иначе кина не будет. Сняли - получаем на руки нижнюю крышку корпуса с подвесом камеры.
Поролончик, как видим, то ли заводской, то ли кустарный (согласитесь, сложно различить) уже стоит. Штош... пробуем разобрать эту коньструкцию настолько, чтобы можно было снять вентилятор.
Освобождается он, увы, только полным демонтажом всего, что закреплено рядом. Ну а потом уже снимаем с оси вентилятор, постаравшись не потерять ту самую шайбочку, и в дело вступает зубочистка со смазкой.
Шайбочка... Ну... вот она. Уже после установки обратно.
Вот этот вот маленький-маленький хлипкий кусочек пластика кругленький держит на себе аппараты, на которых до сих пор висит львиная доля фронтовой воздушной разведки по обе стороны фронта.
Ну и, собирая аппарат обратно, я решил чуть-чуть добавить поролончега, или как там этот материал называется, под рамку вентилятора.
Чтобы уж точно ни обо что не билась.
Закрыли - включили - полетели. Всё вроде бы норм.
Возвращаемся к "Мавику". Тот, вернувшись из лицензированного сервиса с замененным левым передним лучом (была возможность быстро доставить туда-обратно и, в итоге, решили, что так быстрее и проще, чем возиться тут при адовой нехватке рабочих рук), со временем показал интересный косяк на правом переднем моторе.
Как только давался "полный газ", и аппарат начинал подниматься в воздух, правый передний пропеллер начинал бить по корпусу квадрика.
Пруфы на корпусе:
Пруфы на лопастях:
Так-то вообще-то концы лопастей по идее под нагрузкой должны наоборот загибаться чуть вверх, но, решили мы поначалу, видимо, где-то есть люфты, благодаря которым становится возможным на больших оборотах такой перекос оси вращения, что лопасти бьют по корпусу. В конце концов, это не "Фантом", у "Мавика"-то "лучи" складные, как и лопасти, благодаря чему он влезает в небольшую сумку и весьма полюбился из-за этой компактности разведчикам и миномётчикам с обеих сторон фронта.
Может быть какой-то люфт в узле поворота луча, может быть какой-то люфт в креплении мотора на мотораме, может быть что-то с осью мотора, но тогда уже придётся менять его... Короче, я, гугля по теме в промежутках между проверками гипотез, начал проверять возможные места этих самых "люфтов" и "протягивать" их. Добрался до обратной стороны моторамы...
залез в узел поворота луча...
Вообще узел, конечно, сам по себе - ад адский, но видно это только если ещё чуть-чуть его подразобрать, вот так...
Это симметричный узел, левый передний. Осознали? Ось, на которой всё держится, она же - пружина, которая досылает "лучи" в рабочее положение и удерживает там, крепится за две проушины на два хлипких пластиковых пустотелых столбика, причём оба, оба, блин, при этом ещё и служат для вкручивания в них винтов - один предохраняет от соскакивания проушин со столбиков и "отключения" подпружинивания, а на другом держится крышка отсека узла поворота. Как эта дичь живёт и побеждает, не выкрашиваясь после первого полёта в пластиковую крошку - не знаю. Магия, гномики.
Да, что касается фоток на полосатом фоне, таки да это матрас. Повторно возиться с квадриком я начал ещё в конце июля, когда ещё крайне хреново себя чувствовал. Вот как-то так выглядел мой "рабочий стол" прямо на соседней свободной койке...
Устранение всех возможных точек образования люфтов ничего не дало - удары лопастей по корпусу продолжились. Гуглёж по теме вообще ничего не дал. Попытка консультации в том сервисе, куда ездил аппарат, закончилась тем, что люди показали отчётное послеремонтное видео - "У нас всё летало!" и посетовали, мол, предлагали они нам и корпус поменять, якобы значимо деформированный, но мы сами отказались. Летало, факт, не спорим. И тут чуток полетало, но вот потом... Ковырял я ковырял аппарат и всё больше убеждался, что дело не в корпусе, а в луче, вернее - в моторе, который довёл-таки свою случившуюся при аварии "травму" до логического развития, и она, вместе с перекосом оси вращения, начинает значимо "вылезать" на высоких оборотах.
В РФ найти в продаже отдельно нужный новый мотор не получилось, так что решили купить "луч" в сборе, легко доступный в продаже, и поменять луч целиком. Луч нам приехал одним из малых летних грузов с оказиями, и я тут же потащил аппарат на разборку и перепайку луча. И таки оно заработало штатно! Орёл, блин...
А правый задний луч да, не родной. Совсем не родной. Но это уже другая история. :-)
Для чего я вешаю здесь все эти фотороманы из жизни безумных паяльников? Похвастаться, какой я офигенский мастер отвёртки и пицента? Тащемта нет - или я всё делаю по инструкции знающих людей, или делаю самое простое, а самое важное делают они.
Просто хочется показать тем, кто нам помогает, что народ здесь очень бережливо относится к доверенной ему технике. Стараемся не запускать до совсем аварийного состояния работающую технику, восстанавливаем поврежденную при малейшей возможности. Которая не всегда есть, но об этом уже следующий псто.