Бойцовый кот Мурз (kenigtiger) wrote,
Бойцовый кот Мурз
kenigtiger

Categories:

Камера смотрит вниз (авиаэксплуатационное)

Так получилось, что со свежими, одобренными для публикации, картинками, которые привозят творения КЦПНовской авиамастерской Небратьев Райт, вас теперь оперативно знакомит группа КЦПН в ВК, ну а я, значит, дорвавшись в ночи до компа, попробую в многобукв - расскажу о некоторых эксплуатационных проблемах, связанных с одним и тем же узлом машины, которые проблемы дважды чуть было не закончились потерей машины.

Мне повезло, и история будет даже с фотографиями, ибо до того, как я завопил в трубку “Я хочу фотки и написать об этом!” выкинуть первый “вещдок” мой собеседник не успел. Ну а потом он логично распространил это и на второй случай. Спасибо ему.



Как вы уже, наверное, догадались из названия поста, история наша будет связана с узлом установки фото/видеокамеры на самолёте-разведчике, который вот уже полтора года наносит безнаказанные визиты в тыл ВСУ.

На больших беспилотниках оптика обычно монтируется в “яйце”, шарообразной вращающейся подвесной капсуле. В нашем случае с небольшим самодельным аппаратом на общедоступных коммерческих комплектующих основная фото/видеокамера ставится внутри корпуса. На совсем легких и простых машинах, типа затрофеенного в прошлом году вражеского “номера 24”, камера ставится неподвижно, выглядывая объективом через отверстие в корпусе. Результаты съемки такой камерой полностью зависят от того, насколько мощно аппарат “мотыляет” в воздухе. Чтобы получить более-менее стабильное качество съемок, чёткие фотографии и/или содержательное видео, требуется стабилизированный подвес, примерно аналогичный тому, который все интересующиеся могут видеть на квадрокоптерах “Фантом” и “Мавик” фирмы DJI. Разумеется, с поправкой на размеры и массу установленной камеры.

Монтаж фото/видео аппаратуры на КЦПНовском самолете-разведчике в период тестовых полётов тоже начинался с неподвижных “лафетов”, вырезанных под форму камер, и, в то время, пока аппарат “учился” летать и фотографировать с такой полезной нагрузкой, шла доработка подвеса, полученного с Ali Express под имеющуюся форму корпуса и под конечный вариант оптики (те съемки, с первых вариантов камер, выложены по первой ссылке, в самом начале большого фотоотчёта).

В итоге новую арматуру стабилизирующего подвеса напечатали на 3D-принтере, смонтировали на ней всю начинку, повесили камеру, и получилось искомое качество фотографий с безопасной высоты полёта. И ещё полтора года потом получалось, пока при подготовке очередного вылета, уже перед самым стартом самолёта, оператор не обратил внимание на странный звук, исходящий из отсека, в котором смонтирована камера. Оказалось, что это подвес весело постукивает камерой по нижней части собственной конструкции. При том, что проектная геометрия конструкции возможности таких выкрутасов не подразумевает. Вылет, разумеется, отменился, аппарат отправился в мастерскую Небратьев Райт на диагностику и ремонт.

Выяснилось, что первичной причиной “постукивания” оказался износ кабеля питания мотора стабилизатора - всё-таки полтора года работы. Кабель перетёрся, питание мотора перемкнуло и мотор, призванный компенсировать раскачивание самолёта по крену (с крыла на крыло), начал перегреваться и потихоньку плавить пластик конструкции, на которой он был закреплён. И, соответственно, масса стабилизатора и камеры, на нём закреплённой, начали эту конструкцию немножечко изгибать. Визуально сверху, со стороны люка, через который данное оборудование обслуживается, это изменение геометрии было практически не заметно. Только на слух. Началось это в предыдущем вылете и, как уже потом догадались, именно это подпортило последние фотографии того вылета. Не заметь оператор этого подозрительного звука, итогом ещё одного боевого вылета с пожароопасным мотором стабилизатора камеры могла стать как потеря фотокамеры, так и потеря вообще всей машины.

Вот она, вертикальная ферма, опирающаяся своим основанием на рамку того отверстия, через которое работает камера. От основания её отломать успели (проверяя прочность), выкинуть – нет.

Plav_stab_01

Впрочем, на этом общем плане детали деформация не так хорошо видна. Вот тут видно лучше.

Plav_stab_02

Четыре маленьких отверстия – это под винты крепления мотора стабилизатора подвеса. Думаю, достаточно хорошо видно, как, поплавив своим перегревом пластик, мотор весом всего узла фотокамеры, приходящимся на эти точки, нижнее крепление вдавил, а верхнее и боковые – наоборот “вытянул”. Камера отклонилась от вертикали, чуть опустилась, стала задевать рамку и появился тот самый звук…

Вторично машина чуть не была потеряна уже с новой конструкцией крепления подвеса. Вот её, восстановленную для наглядности до исходной формы (да, она сломалась) на фото положили рядом с поплавленным куском первой конструкции.

Plav_stab_03

А вот она отдельно.

Plav_stab_04

Вот в эту самую квадратную рамку в опоре конструкции, крепящейся ко дну отсека, смотрит камера, закрепляемая, через стабилизатор, на вертикальной ферме справа. В этой ферме после аварии с мотором решено было сделать дополнительную перфорацию для вентиляции и дополнительного охлаждения мотора, потому что даже в штатном режиме, особенно по летней жаре, мотор стабилизатора не так чтобы холодный. Мало ли перегреется даже без всяких перетёртых проводов и повторит “подвиг”.

Ошибочность выбранного технического решения выявилась буквально после первых же полётов. Снова раздались нехарактерные звуки. Вентиляция-то улучшилась. А вот прочность…

Plav_stab_05

Эти выпуклости неправильной формы на обратной стороне фермы – следы её склеивания после того как она треснула примерно по проведённой на фотографии красной линии из-за снижения прочности конструкции. Температура для этого не понадобилась – ферма с таким количеством отверстий просто не выдержала на себе камеру со стабилизатором и надломилась, скорее всего, при резком торможении на посадке.

В данный момент конструкцию установки стабилизированного подвеса ещё раз перепечатали, весь узел пересобрали, и техника опять пошла в работу. Самолёт продолжит привозить ценную информацию.

Разумеется, всё это было бы гораздо интереснее обсуждать с фотографиями всего комплекса оборудования прямо в чреве “твиндрима”, но “Небратья Райт” всеми своими секретами делиться не хотят, и единственное, на что я надеюсь в ближайшее время – что следом за этими фотографиями смогу показать вам фотки износа некоторых узлов корпуса первого КЦПНовского самолёта, наглядно иллюстрирующие объем проделанной им работы.

Собственно, эта машина сейчас обслуживает уже не только боевые, но и учебные задачи. Как и было задумано изначально, параллельно с окончательной “доводкой” отдельных узлов и подготовкой мелкосерийного производства КЦПНовских самолётов-разведчиков начался отбор и подготовка будущих операторов для самолётов с такой типовой электронной начинкой.

Формы и размеры корпусов у них могут разниться (самодельные корпуса будут отличаться от привозных), но однотипность программного обеспечения и типовая фототехника обеспечивают возможность готовить операторов по одной и той же программе, вырабатывать инструкции как по программированию самолётов, так и по осмотрам машин перед полётами и после них, обобщать опыт боевого применения и т.д.

Разумеется, всем этим занимается меньше людей, чем нам хотелось бы. И гораздо меньше, чем у противника, который сейчас испытывает в большей степени дефицит подготовленных расчётов, нежели современных разведывательных БПЛА. И средств у нас тоже гораздо меньше, чем у противника. Но составленная КЦПНом в далёком уже 2018-м году программа развития этой тематики постепенно выполняется, к ней, со временем, подключаются всё новые и новые энтузиасты беспилотной авиации, стоящие на защите Республик. Техника создаётся, она работает, возвращается и привозит разведданные. Техника совершенствуется, люди приобретают опыт.

Ещё раз огромное спасибо всем тем, кто помогает нам своими пожертвованиями!
КЦПН продолжает работу!

Tags: КЦПН, Небратья Райт, отчёты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments