Бойцовый кот Мурз (kenigtiger) wrote,
Бойцовый кот Мурз
kenigtiger

Category:

Благодаря КЦПН ещё один трофей починился и полетел

У нас была литровая бутылка апельсинового сока, паяльник, пинцеты, альбом "Patricia Kaas Greatest hits collection" и сериал "Королева юга". Не то чтобы это всё было нужно при ремонте квадрокоптера, но раз начал создавать себе комфортную рабочую обстановку, то иди в своём увлечении до конца. Единственное, что меня беспокоило — это "Королева Юга". В мире нет ничего более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем повторные экранизации. И я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся.

РЭБ на этой войне, конечно, идёт вперёд и вширь, но массовые типовые коммерческие квадрокоптеры “из магазина”, тем не менее, остаются важным средством разведки переднего края. РЭБ стал совершеннее, его стало больше, но плотно закрыть весь ЛБС в режиме 24/7 так, чтобы противник не мог ничего такого вообще не мог поднять в воздух, ещё очень долго ни одна из сторон конфликта не сможет. Так что квадрокоптеры Phantom и Mavic, равно как и другие продукты DJI (типа бодро прорекламированного в начале лета украинскими волонтёрами DJI FPV), обречены ещё достаточное длительное время находиться на вооружении сторон, хотя бы в качестве “привязных аэростатов”. Собственно, на наиболее напряжённых участках они уже функционируют у обеих сторон конфликта в таком режиме, хотя в остальных районах всё ещё “ходят в гости”, пусть и с переменным успехом.

Когда “перемена успеха” вражеского квадрика не связана с метким попаданием пули с земли в жизненно важные узлы машины, ремонт аппарата не только оправдан, но и может быть произведён прямо тут, на месте. Просто надо дождаться, пока приедут из Москвы необходимые комплектующие.

Так было и с трофеем наших соседей, которым с неба упал подарок от ВСУ рублей этак на 60-70 российскими - Mavic 2 Zoom. Мне сообщили, что упало это чудо более-менее удачно, поломав только передние, достаточно просто заменяемые, лучи, в остальном повреждений не видно, так что нужны эти самые лучи, новая батарея, пульт, зарядное устройство и, по возможности, штатный транспортный фиксатор камеры. Благодаря КЦПН были достаточно оперативно куплены и доставлены и новые лучи, и новая батарея, и два комплекта пропеллеров…



mavic-july2021-0

mavic-july2021-00

mavic-july2021-000

ну а подходящий пульт соседи раздобыли сами. Дальше - бутылка апельсинового сока, паяльник, пинцеты, альбом "Patricia Kaas Greatest hits collection" и сериал "Королева юга". (К слову, “Королева юга” во второй, американской, экранизации – это такое лютое криминальное фэнтези на тему “Синалоа слезам не верит”. )

mavic-july2021-1

В который раз порадовался тому, что, заказывая большой набор отвёрток авиаторам, решил ужать свои личные расходы и себе в хозяйство купить такой же. Незаменимая штука для сборки-разборки всякой мелкой фигни. Собственно, прежде чем разбирать привезённый соседями “Мавик”, я зарядил батарейку и включил его.

mavic-july2021-2

Повреждение правого переднего луча тут видно хорошо, а вот надлом посадочной опоры левого я отснял крупным планом уже после демонтажа луча.

mavic-july2021-3

Кто-то скажет “фу, мелочь какая, нахрен менять весь луч из-за этого”. На самом же деле есть смысл и в замене “по геометрии”, потому что нормально “починить” такой излом без замены трудновато, и в замене “по мотору”, потому что аварийная посадка носом, поломавшая правый луч сильнее, скорее всего, опосредованно ударила и по обоим моторам, не только по правому – лопасти-то, извините, при таких обломах, в землю вошли. И зачем рисковать тем, что повреждение подшипника мотора потом всплывёт во время полёта и машина ещё раз расшибётся, возможно уже фатально? Ну нафиг! Цена нового луча с мотором – меньше 10-й части полётной стоимости аппарата.

Куда больше, нежели лучи, меня на стадии “первичного осмотра” интересовал корпус, потому что…

mavic-july2021-4

Видите, какая щель? Батарея дальше не вставилась. Контакт есть, шарманка стартует, все дела, но плотного прилегания - ой. Тут я начал подозревать, что каким-то образом значимо “повело” геометрию корпуса. Заодно заметил то, что вы на фото видите обведённым красным овалом – это на трофейной батарее след от напряжения пластика во время удара о землю в одной из точек фиксации батареи к корпусу. Батарее с упавшего носом “Мавика” очень хотелось отстегнуться и улететь кубарем вперёд, что она, возможно, и сделала – подбирал машину в поле не я, точно сказать не могу. “Козырёк” крепления спереди этому мог помешать, а мог оказаться бессилен, но в любом случае след на нём остался.

Опасения же относительно общей геометрии не подтвердились. Просто ударом выбило винты крепления крышки корпуса, вкручивающиеся под батареей.

mavic-july2021-5

Вкрутил обратно – всё встало на место как надо.
Осмотр подвеса с камерой серьёзных проблем не выявил, только царапины.

mavic-july2021-6

Очень живучая фигня, висящая, между тем, на нескольких резиночках. Может потому, кстати, и живучая. Главное расстройство ждало уже при разборке.

mavic-july2021-7

Это верхний узел крепления правого переднего луча соседского трофея, и он, как видите, треснул. Да, сверху его, конечно, придерживает плотно садящаяся верхняя крышка корпуса, но сколько он вот так пролетает? Поругав немножечко соседей (привезли бы борт сразу, чтобы не знакомиться с его проблемами в пересказе, тогда бы мы сразу и корпус запасной заказали), я решил, после замены передних лучей, как-то этот “перелом” залечить и продолжил разборку.

На случай, если какой-то алярм разборку-сборку прервёт, да и просто для упорядочивания процесса, давно уже приучил себя при разборке ноутов и квадриков делать вот такой листок. Иногда – не один, когда демонтажа много.

mavic-july2021-8

Всё снимаемое-выкручиваемое на каждом новом шаге разборки описывается в двух словах, кладётся на бумагу рядом с подписью и скотчуется к бумаге. Шансы на “потерял очень важный винтик”, “забыл, откуда эта мелкая херня” и “ой, остались лишние запчасти” становятся минимальны.

Наиболее тонкий момент монтажа новых передних лучей - перепайка 12 “хвостов”, идущих на плату, по 6 из каждого луча.

mavic-july2021-9

Открываю и смотрю - то ли производитель перестал заливать кабели “жидкой резиной”, то ли этот борт когда-то до этого падал и передние лучи уже меняли. После перепайки – залил чем бог послал.

mavic-july2021-10

На этом же фото видно, что обе верхних фермы крепления осей передних лучей я добросовестно забил лучшей “холодной сваркой” из своих запасов. Правую, треснувшую, ферму, уже поставив новый луч, я перед “сваркой” сращивал, аккуратно подавая на “шов” вправленного “перелома” дихлорэтан из шприца и подсовывая туда кусочки полурастворённого в нём пластика, срезанные с поломанного луча…

mavic-july2021-11

“Запаяв” таким образом “перелом”, я положение зафиксировал нанесением “холодной сварки” во всем том внутреннем объёме этой ажурной коньструкции, который внутренний объём не задействован при стыковке этого узла с крышкой.

Общая проверка работы электроники проводилась ещё до закрытия крышки. “Мало ли”.

mavic-july2021-12

Забавно, кстати, что новые лучи с моторами пришли без рамок с пружинами, которые предназначены для удержания на моторах пропеллеров. Рамки пришлось переставлять со старых. В общем – не страшно, всё было целое, просто болтики открутить-закрутить.

mavic-july2021-13

Кстати, о болтиках. При демонтаже нижнего обтекателя, который накладывается на нижнюю крышку корпуса и без демонтажа которого крышку не снимешь, была сделана следующая запись.

mavic-july2021-14

Вкручивая этот самый “один, второго нет” винт, я решил растрясти запечатлённую на фото банку с запчастями и найти там второй такой же винт, и даже нашёл его, но…

mavic-july2021-15

оказалось, что второй винт там всё-таки был. Просто его кто-то из ранее разбиравших этот борт рукожопиков с той стороны фронта “слизал” отвёрткой при попытке выкрутить, и в итоге болт высверлили. Мда, думаю, значит я был прав, и борт уже падал, и лучи меняли. Бедная, бедная машина… Собирал я корпус максимально аккуратно. Так что, когда понадобилось некоторое усилие, чтобы полноценно защёлкнуть крышку, я решил перестраховаться, и пассатижики обмотал изолентой, чтобы не поцарапать и чтобы оно по царапине потом не треснуло.

mavic-july2021-16

Кстати, эти самые мелкие пассатижи отлично выручают при ремонте мавиков в работе с “серьгой”, которой крепятся подпружиненные оси передних лучей к корпусу.

mavic-july2021-17

Штука с водворением оси на место не только в том, чтобы попасть осью через луч в шайбу, вкладывающуюся между лучом и верхней точкой крепления, а потом – в отверстие точки крепления, нет. В тот самый момент, когда ось в верхнее крепление ещё толком не залезла, необходимо вот эту “серьгу” хорошо, знатно так, подпружиненную довернуть и “накинуть” на две стойки, после чего другой конец конструкции таки нормально войдёт в верхнее крепление.

Мелкие пассатижики делают это практически идеально, потому что “серьга” на них одевается, за счёт двух точек фиксации нормально поворачивается вокруг своей оси и потом сдвигается-пересаживается с кончиков пассатижей на стойки.

Кстати, эта самая подпружиненная ось правого луча приказала долго жить (Шутка ли - как минимум два раза падал аппарат, ломая себе этот луч!), но в баночке с запчастями нашлась такая же с разобранного на запчасти простреленного ВСУшного мавика.
Протирая после ремонта батарею и корпус трофея, обнаружил на заднице у него ярко выраженные “индивидуальные признаки” – царапины сверху и две чёрных отметины рядом с гнёздами болтов.

mavic-july2021-18

Последним штрихом стала примерка транспортного фиксатора камеры. Увы, целый фиксатор нужного типа быстро-дёшево купить не получилось, нашёлся только с отломанным “зубом”-фиксатором.

mavic-july2021-19

Клеить такой пластик в таком месте занятие почти бессмысленное, поэтому…

mavic-july2021-20

Просто кусок шляпной резинки, запас которой у меня остался со стародавних времён изготовления образцов БШМ-1. Нам не шашечки, нам ехать. Вернее – летать.

Технику сдал, теперь ждём видео с тестовых полётов восстановленной машины.
Ну а пока - немного музыки.



КЦПН продолжает работу!

Tags: КЦПН, Новороссия, грузы, отчёты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments