Бойцовый кот Мурз (kenigtiger) wrote,
Бойцовый кот Мурз
kenigtiger

Categories:

When the bullet hits the drone, part 2

Далеко не всегда попадание пули в квадрокоптер приводит к полному выходу машины из строя. Мне случалось видеть касательные “ранения” на DJI Pahntom из категории "заклеили скотчем и полетели снова", а рассказывали что “луч” “Фантома“ способен выдержать даже 5,45 пробоину (не очень верится, канешн, сам не видел). Но не таков миниатюрный DJI Mavic 2 со своими тонкими лучами, для одного из которых как раз пуля 5,45-мм из АК-74 и оказалась фатальной. Но не для квадрика в целом – “Мавик”, которому отстрелили один из моторов, упал, был подобран метким стрелком и вскорости оказался у меня на столе вслед за предыдущим трофеем этого лета аналогичной модели, давно уже летающим на благо НМ ЛНР. Вот примерно так выглядел очередной "пациент".

mavic-22-2021-1

Белая изолента на задних лучах этого трофея – это не экспресс-ремонт каких-то повреждений, повреждений под ней не нашлось. Видимо, это такие “две белые полосы”, призванные отличить свой мавик от чужого, сепарского. В 2014-м такие полосы на трофейной бронетехнике закрашивали сначала зелёной краской всех оттенков, потом чёрной, потом – какой была под рукой (я видел даже фиолетовые полосы), в данном случае я изоленту просто смотал и, завершив первичную диагностику, сразу обратился за помощью к коллегам по КЦПН - “Нам снова нужна нога на трофейный мавик 2 зум”, ибо…



mavic-22-2021-2

Когда мавик просто неудачно падает, то провода, как правило, всё-таки целы – ломается от удара сам луч или, если это передний “луч” и машина падала с сильным креном именно на него, но не с большой высоты, подламывается его костыль. Предыдущий “поставленный на крыло” трофей, по ссылке выше, в этом плане идеальный иллюстративный материал, там - и то, и то. Но в этот раз передний левый луч именно отстрелили, благодаря тому, что очередной ВСУшный оператор потерял берега и решил устроить “шоу дронов” в районе позиций НМ ЛНР, спустившись на высоту, на которой попадание в “Мавик” из автомата становилось не таким уж невероятным делом для опытного стрелка. И опытный стрелок с привычным оружием, пусть и далеко не с первой очереди, но достал его.

Приехавшая нога, кстати, в очередной раз приехала без крепления для пропеллера. Крепление это состоит из двух частей – пружины и фигурной пластиковой детали, которая прикручивается на корпус мотора на трех болтиках и держит собой пружину, надетую на ось.

mavic-22-2021-3

“Ножки” пропеллера входят в вырезы пластиковой детали и удерживаются за счёт того, что пружина давит на пропеллер вверх, а мотор вращается в сторону, противоположную движению пропеллера при установке. Думаю, некоторые уже заметили кое-что на пружине. Хотите крупнее это же самое с другого мотора этого же аппарата?

mavic-22-2021-4

Да, это ржавчина. Все болты и пружины с трех уцелевших лучей пришлось сркучивать и замачивать их в вэдэшке, потом драить, снова замачивать… И даже на осях оно осталось. Как так можно эксплуатировать технику и в каком месте её надо держать, чтобы оно вот так выглядело… ну я не знаю. Часть корпусных болтов тоже пришлось отчищать от ржавчины – впервые такое встречаю.

Вторым неприятным моментом стало то, что подпружиненная ось, на которой вращается луч при складывании-раскладывании, видимо, тяжело пережила отстрел большей части луча и при демонтаже сделала “хрусь!”

mavic-22-2021-5

Вот этот вот отдельно лежащий кусочек оси, торчащий из прямоугольной гильзы, как раз и ломается в таких случаях.
И комплект крепления пропеллера на мотор, и целую ось удалось извлечь из засвеченной в фотках ремонта предыдущего мавика волшебной баночки из-под помидоров, в которой лежат останки других сбитых мавиков. Так что отпаиваем с платы провода из кабеля отстреленного луча…

mavic-22-2021-6

Продеваем и припаиваем новые…

mavic-22-2021-7

Укладываем провода и кабель как надо – за стойку крепления крышки корпуса, протираем за собой платку спиртиком…

mavic-22-2021-8

и архитектура аппарата позволяет, поставив батарейку, без верхней крышки включить аппарат для самой общей проверки его исправности (справа на фото, в крышечке от волшебной баночки с запчастями таки да, замочены в вэдэшке покрытый ржавчиной очередной комплект деталей крепления пропеллера, скрученный с очередного луча).

mavic-22-2021-9

Цуть-цуть взлетать так, наверное, тоже можно, как и стрелять из АК-47 без крышки ствольной коробки, но техника безопасности не велит. Поэтому, после проверки, подключения пульта и отработки диагностики, всё обратно выключается, батарейка снимается, и прикручиваем обратно крышку, лючки и передний “бампер”. Как и в случае с предыдущим ремонтом, всё открученное – винтики, мелкие детали корпуса и т.д. сразу после откручивания приклеивается скотчем к листу бумаги, в правом верхнем углу которого подписывается – что это было до разборки, когда и, главное, кем разбиралось. Очень полезная привычка, выработанная на сборке-разборке ноутбуков. Сохраняются и детали, и порядок монтажа, можно прям по листочку идти в обратную сторону, вырезая скальпелем из-под скотча винтики, шлейфики и детальки в обратном порядке (Нижнюю крышку при замене луча тоже приходится снимать, потому что кабель антенны из луча протягивается через корпус и крепится на нижнюю плату).

После сборки я предполагал перекалибровать “сенсоры” аппарата, потому что “Мавик” упрямо показывал на диагностике “Чот я плохо вижу передними сенсорами, и правым, и левым, темновато у вас тут”. Летать-то с этим можно, но хочется же чтобы всё работало. Подключаю к компу. Запускаю программу калибровки и… громко и изобретательно матерюсь в тиши прохалдной осенней луганской ночи. Потому что “Мавик” докладывает программе – сенсоры у меня в полном порядке, только я ими вижу чёрные квадраты. Два. Правый и левый. И больше ничего. Соответственно, дальнейшая калибровка ой – пропустить шаг низя, а сделать его штатным образом низя совсем – камеры видят черноту, куда и как ты их не поворачивай, так что наведение их на экран ноута с калибровочными узорами ваще никак не отражается на программе. И главное – камеры-то внешне в полном порядке. И шлейфы от них тоже. Ничего не перебито, никакой краской ничего не залито. И аппарат "чувствует" камеры. Вот они. Живые. Только видят вон чо. Что такое наши уважаемые партнёры по Минскому процессу сделали с несчастным животным??? Загадка.

Кароч я психанул и полез в волшебную банку. Поскольку, помимо остатков нескольких отдельных лучей, там лежал чуть ли не полный комплект периферийных потрохов укровского “Мавика”, коему сильно покалечили корпус и главную плату при радушном приёме, я, разумеется, нашёл там переднюю плату с выносной балкой, в которой стоят эти камеры. Открутил крепление шлейфов с платы, снял балку и вторично разобрал аппарат, чтобы её туда поставить, потому что чисто демонтажом декоративного “бампера” вопрос не решается.

mavic-22-2021-10

И вторично поставил его “голышом” на калибровку сенсоров, без возвращения на место верхней крышки, дабы, если эти сенсоры окажутся ещё хуже, то есть машинка их вообще чувствовать не будет, снять, поставить обратно старые и пойти гуглить, как такое может быть и что всё-таки можно сделать. Ибо до утра ещё было время. Но таки нет, камеры-сенсоры с ранее жестокого застреленного ВСУшного “Мавика” оказались вполне рабочими, аппарат откалибровался и вскоре успешно полетел.



Что хочется сказать по итогам всего этого? Спасибо всем тем добрым людям, благодаря которым КЦПН получил возможность оперативно закупить и доставить запчасти на трофей!

Ну а наших уважаемых украинских патрнёров мы просим не прекращать свои наглые полёты на малых высотах над позициями НМ ЛНР, а также красочные “шоу дронов” с национальными флагами Украины в “День Незалежности” там же (можно и в другие праздники, и даже в будние дни). Когда в гости летит квадрик с подвешенным под него украинским флагом, его видно издалека, и все желающие по нему пострелять могут собраться в нужном месте и приготовиться это сделать. А когда стреляет группа автоматчиков, оператор, услышав выстрелы, дрон увести, как правило, не успевает.

Увы, ещё не все наши подразделения полностью оснащены хорошими квадриками, надо больше. Mavic 2 Zoom нам в этом отношении как стандарт очень подходит, ремонтируются они после принудительной посадки, как видите, не так уж сложно, а камера очень хорошая, поэтому ПОЖАЛУЙСТА, ПРОДОЛЖАЙТЕ!

Одна просьба – эксплуатируйте технику более человечно, а? Без ржавчины. Нам на ней ещё летать.

Ну а пока КЦПН неумолимо продолжает свою работу... немного музыки для наших уважаемых партнёров!

Tags: КЦПН, Новороссия, отчёты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments