Доставляли его с попутной оказией в Донецк, куда и отправились за ним из Кировска гонцы.
Донецк встречал гонцов традиционно колоритной рекламой.
В самом деле? Кто же сейчас воюет
Ну и, конечно, в ЛНР и ДНР никуда без 282-й статьи в особо крупном размере.
А тур по радиорынкам города познакомил их с настоящим супергероем.
Впрочем, ехали в этот тур не ради знакомства с Шаурмэном, а ради, например, вот этого крепежа, закупленного с особо коварными целями.
И, например, ради вот этой бухты витой пары. Разумеется, купить её можно было бы и в Луганске, и даже где-нить в Стаханове откопать, но это была бы необходимость отдельной поездки.
Поскольку примерно вся бухта предполагается по кидание всевозможных времянок, на которых даже 50 мегабит не будет никогда вмири, то не позорно было взять двухпарную.
Параллельно с закупками шёл и обратный процесс – раздача ништяков, в том числе новополученных. Вот, например, две мощные портативные пауэрбанки из трех, полученные вместе с первым квадриком, поехали во взвод снайперов 9-го полка НМ ДНР.
Рядом с ними на фото – самодельный перископ, который один москаль обозвал “пiдглядувач” и прiзвiще прижилось. Кто следит за нашими перископическими страданиями все эти годы, наверняка узнал знакомые формы и технические решения. Этот кусок трубы с двумя вставками, напечатанными на 3D-принтере, стал спорным моментом между мной и нашим главным конструктором перископических насадок. Он утверждает, что короткий, чуть выше каски, “как оригинальная ТР-ка по высоте", без никакой дополнительной оптики, без увеличения, такой примитивный “пiдглядувач” будет востребован в войсках.
Чем он технологичнее ранее введённых нами во фронтовой обиход поделок из канализационной трубы, достаточно очевидно – если пуля снайпера или осколок разбивает верхнее зеркало, то для его замены просто вынимается верхняя пластиковая вставка, сдираются остатки старого зеркала и наклеивается новое.
Я же утверждал, что фронт хочет перископические насадки на оптику с увеличением от 8 до 13 иболее той максимально возможной длины, при которой сохраняется основное поле зрения оптики. При этом хочет их лёгкими и компактными. А если нет – то в удобной стационарной установке.
В первом случае “пiдглядувач” был отвергнут с комментарием “Наши лучше найдут укромное место, чтобы высунуться, но такое с собой не потащат. Будет в казарме лежать без дела. Может зеркало отковыряют – бриться. Нужно длиннее и с увеличением”. То есть в целом прав оказался я.
Но после этого гонцы поехали спасать подразделение, которому выдали крутые российские армейские тепляки, но с креплением на “планку Пикатинни”, как у импортного оружия или как на суперсовременном “калаше” модели АК-12, а не на стандартный советский боковой “наплыв”.
Спасали парней четырьмя ранее фигурировавшими на фото кронштейнами “Манта-СВД” луганского производства и ещё одним специальным автоматным кронштейном, который прислал добрый человек из России с недавним большим грузом (он на капоте лежит самым дальним от камеры). Поскольку с завозом тех винтов, которыми производитель обычно комплектует кронштейны, в ЛНР проблемы, эти четыре “Манты-СВД” мы укомплектовали винтами сами, причём так получилось, что вертикальные винты таки достали под шестигранник, как у “родных”, а вот боковые с нужной резьбой нашлись только под “звёздочку”. Поэтому, собственно, в кадре два свежекупленных комплекта ключей – и такие, и такие. Времени искать, где бы отдельно купить ключи только под нужный размер шестиугольника и звёздочки, не было. Взяли два набора.
На заднем плане видна партия из 35 самодельных подсумков, назначение которых станет ясно из поста, посвященного большому грузу, который пост, я надеюсь, вскоре получится соорудить.
Ну а слева – снова тот же “пiдглядувач”. Положенный на капот с тем же вопросом “Вам такое надо?” Принимавший груз офицер, выздоравливающий после ранения, полученного в городских боях за Мариуполь, сказал, что, мол, мы будем рады любому перископу, но, конечно, то, что вы делали и привозили раньше, с монокулярами, оно было крутое и очень удобное. “То, что делали и привозили раньше” – это история для отдельного поста. В недавних отчётах из этого фигурировала, например, вот здесь - 90-сантиметровая перископическая насадка на 13-кратный монокуляр аж на треноге. Установка успела повоевать в Мариуполе, где быстро стало ясно, что для неё нужен хороший транспортный чехол, чтобы таскать её в сложенном состоянии. Впрочем, как уже было сказано, перископы наши – тема для отдельного поста.
Да! Чуть не забыл про третий приехавший на днях вместе с "Мавиком" пауэрбанк. Он остался в НМ ЛНР и с его помощью я попробовал сделать практически невозможное – ликвидировать очередной феномен “сапожника без сапог”, а именно – закрепить пауэрбанк за нашим начальником связи настолько прочно, чтобы он, пауэрбанк, мог возвращаться к владельцу после каждого очередного “…, а одолжи пожалуйста на время, очень надо!” Просто написать на нём напоминание о том, что надо возвращать связистам одолженные пауэрбанки, мне, учитывая количество отданных и не вернувшихся личных "Полтинника" пауэрбанков, показалось явно недостаточным. Даже если сам текст будет очень убедительным.
Поэтому я взял в руки гравер и, как грицца, отлил в граните.
Посмотрим, чем закончится эксперимент. Ещё раз спасибо доброму человеку, который прислал эти пауэрбанки и позволил таковой эксперимент провести.
А в Донецке гонцы, задумавшись о том, чего может не хватать по беспилотной линии, закупились MicroSD-шками для квадриков
и отжали у встреченного там Командующего Сил Случайных Операций портативный бензогенератор на 1 кВт. Вот его фото уже не в родном красном цвете, а уже в окраске для работы “на природе”, которую окраску произвели уже в ЛНР. Все полезные технические надписи перед перекраской заклеили малярным скотчем, потом скотч сняли. Получилось вроде норм.
Ну а вот и момент долгожданного заполучения не только ещё одного Mavic 2 Zoom для НМ ЛНР, но и коробки с присланными ещё одним добрым человеком двадцатью пятью батареями для радиостанций “Моторола”, работающих в 4-й омсбр НМ ЛНР.
Эта партия – батареи не на трофейные рации, а на те, которые в 2017-2021 гг привозились в бригаду через КЦПН. И те, и те работают в одном стандарте, но форма корпуса и батарей у них разные. 20 штук прям сразу уйдут в народ, пяток батарей пока оставим в резерве, если случится задача экстренного усиления кого-то батареями под какую-то конкретную задачу.
Доехал “Мавик” в ЛНР – случился полный анбоксинг посылки. Порадовало наличие второго АКБ и ещё одного зарядного с “хабом”, позволяющим заряжать сразу 4 батареи. Всё рабочее, проверили работу сенсоров и – на фронт.
Если кому-то кажется избыточным такое количество батарей, зарядных, да и самих “Мавиков”, которые мы сюда тащим, тоже, я вам приведу цифру примерного ежедневного количества вылетов квадрокоптера “Мавик 2” только у нас в батальоне. За один день активных боевых действий. ДВАДЦАТЬ ВЫЛЕТОВ.
Да, я не ошибся, это в день.
Да, у нас больше десятка батарей, и, при активной движухе, когда пехота идёт в перёд, а артиллерия и миномёты засыпают противника снарядами и минами весь световой день, каждая успевает отработать дважды.
И компактный киловаттный бензогенератор отжимался у Командующего Силами Случайных Операций именно под задачу заряжать батареи прямо “в поле”, под ближайшим кустом, что называется.
Потеряный квадрик, даже самый навороченный, - меньшая потеря, чем гибель атакующей группы или даже просто одного бойца, которого срезал вовремя не обнаруженный вражеский пулемётчик.
“Мавики” приезжают, летают, падают, гибнут и воскресают, когда наступающая пехота находит их в траве рядом с захваченными укреплениями.
Вот эта машина упала летом 2021 года. Её наши пехотинцы нашли в апреле, занимая очередной украинский опорник, примерно в том месте, где с ней в 2021-м пропала связь. Увы, снять с неё что-либо полезное, кроме запасных болтиков и шарниров передних лучей, не получится – осенние травяные пожары сделали своё чёрное дело.
Иногда получается пополнить парк квадриков трофеями. Во время захвата той позиции, рядом с которой нашли этот сгоревший аппарат, наши такой трофей взяли. Полнокомплектный, совершенно не повреждённый именной квадрик ВСУшников. Они его забыли. Очень торопились.
Техника новенькая, комплект лопастей нетронутый.
Трофеем поделились с соседями из 15-го БТрО НМ ЛНР. У них тогда, видимо уже тупо от старости, рухнул “Фантом-4”, переданный в 15-й БТрО из привезённого КЦПНом ещё “Добрым”, весной 2020-го. Вот момент получения оператором техники 8-го апреля.
Разумеется, с одной-двумя батареями на борт – не жизнь, поэтому наступает 23 апреля, когда, после получения большого груза, мы вручаем соседям “Mavic 2 Fly More Kit”, в котором, помимо 2-х новеньких батарей ещё и зарядный хаб и зарядное устройство от автоприкуривателя, и ещё одну дополнительную батарею, восстановленную, со сбитого укровского БПЛА.
А в ночь с 15 на 16-е апреля я “оперирую” очередной наш мавик, получивший “ранение” в один из лучей, снимая такой же “луч” с “укропа”, которому досталась пуля в корпус, выбившая из него батарею.
Вот входное снизу, под углом.
“Трофей” лежалый, подобранный бойцами в весеннем поле, так что в нём обнаруживается… жилец!
Внутри – аккуратная сквозная 5,45 через плату.
И сыро.
Но “луч” с такого “донора” всё равно сгодится. Отпаиваем. На фото – мой стандартный листок-памятка по винтикам и запчастям. Если придётся срочно прерваться или переключиться на другую задачу - ничего не потеряется.
Разумеется, в идеале надо иметь более надёжные запчасти, новые. А ещё идеальнее – постоянно держать в резерве полный ремкомплект - на все 4 луча и запасные шарниры передних лучей, которые при длительном использовании склонны ломаться во время монтажа/демонтажа. Поэтому, столкнувшись с массовыми ремонтами, заказываем такой ремкомплект на “Мавики 2”, и он нам приезжает. Спасибо, народ!
Лучей в ремкомплекте я попросил московских координаторов прислать сразу 6 штук, потому что комплект из двух передних уже имел своё предназначение – “Мавик” соседей из 16-го БТрО НМ ЛНР, которым командует “Питер”. Помните трофейный “Мавик” с чёрными отметками и царапиной на корме, который им достался летом прошлого года и который я ремонтировал тогда?
Вот эта корма после ещё 9 месяцев полётов.
А вот общий вид машины. Да, последние перед ремонтом полёты – уже со скотчем на луче.
Левый передний луч.
Правый передний луч.
Помните (а если не помните – посмотрите по ссылке), как клеились и цементировались холодной сваркой треснувшие “плечи” передних лучей? Частично, как видим, “цемент” выкрошился.
Правое “плечо” переделал в этот раз по другому рецепту. Собрал обратно. Ничего не забыл? Вроде ничего.
Ну и не мог не восхититься тем, как парни починили сломанный фиксатор камеры. Очень аккуратно, надёжно и функционально, хотя и выглядит… противоестественно.
Эти фото сделаны в 1:28-1:29 26-го апреля. Закончив работу, я набрал номер оператора этого квадрика, одноногого разведчика “Санты”, про которого упоминалось в рассказике. "Санта" приехал через полчаса – утром машина должна была летать.
Сейчас, примерно в такое же время, я заканчиваю этот отчёт, и у меня есть время до утра, чтобы заняться ещё какими-то КЦПНовскими задачами. А утром под грохот артиллерии начнётся ещё один ремонт, уже не первый ремонт “Mavic 3”, очередного БПЛА наших соседей по фронту, повреждённого в бою.
Да, у НМ ЛНР тоже начинают появляться такие машины, хотя, конечно, до той насыщенности ими, какой могут похвастать некоторые части ВСУ, нашим далеко.
Тогда же, через несколько часов, практически “с первыми лучами солнца”, в воздух опять на целый день поднимутся наши “двойки”.
Хочется ещё раз поблагодарить всех добрых русских людей, которые нам помогают, а также московскую команду КЦПН, невероятно оперативно отрабатывающую все задачи и, конечно, альянс телеграм-каналов ОПСБ за помощь с оперативной доставкой этого небольшого, но очень ценного груза. (Список каналов, входящих в ОПСБ есть, например, здесь.)
КЦПН продолжает работу!