Category:

Тем временем, в мастерской Небратьев Райт (ТМ)

При всей сложности отношения нашего главного авиатора к пеару и публичности, иногда он сам передаёт на "показать публике" интересные вещи из того, что считает возможным показать. (Кто пропустил историю КЦПНовской авиамастерской, тем сюда, по тегу Небратья Райт.)

С самого начала идеи/проекта массовой сборки здесь, в Новороссии, более-менее стандартизированных беспилотных самолётов-разведчиков "на коммерческих комплектующих", в проект закладывалось как требование и необходимость наладить здесь, на месте, производство корпусов. Да, спасибо, я всё знаю про то, какие шикарные самолётики получаются из стеклоткани. Но специалистов по работе со сткелотканью, готовых заниматься именно тем, что нужно проекту и именно там, где проект делается, не нашлось. Поэтому, в параллеле с проработкой самолётных "потрохов", в той же маленькой мастерской постепенно делали пенорезку, способную, ворочая накалённой нихромовой ниткой по заданной программе, нарезать из пенопласта плоскости и детали корпуса для самолёта. Двух с лишним метровое крыло, которое уже было на фотографиях из мастерской, делалось на чужой пенорезке, рассчитывать на постоянную доступность которой под наши задачи не приходилось. Сегодня ребята работают, с ними можно взаимодействовать, завтра пришло новое военное начальство - всех разогнало. Нужно своё. Потому что если хотим в итоге активно и массово работать, не одним бортом, а многими, то очевидно, что "запускать" и "сажать" все этим машины будет не их создатель, который умеет это делать в совершенстве, а оперативно обученные расчёты, и типовой корпус станет не просто расходным материалом, а практически ежедневно требуемым расходным материалом. И, по состоянию на сейчас, новый корпус требуемого формата на Али-экспресс стоит вместе с доставкой под сто тысяч рублей, едет месяц-полтора и больше, и потом его ещё и такой красивый, везти из Москвы в Республики. При том, что вся электроника для него влезает в мизерную на фоне транспортной коробки для корпуса коробулечку.

В общем, продвижение работ по типовому самолёту непременно тянуло за собой работы по автоматизированной пенорезке, и, наконец-то, дотянуло. Вручную по металлическим лекалам резали ещё в 2018-м, но нужна была повторяемость аэродинамических качеств, точный рез нужной формы, и вот кое-что главный инженер проекта решил показать.

penorezka-1

Внизу под тремя образцами видно обрезок пенопластового блока.



пронумерованные "1", "2" и "3" образцы концевой секции большого крыла...

penorezka-2

на самом деле, усмехается инженер, примерно "15", "16" и "17". На каждом новом образце температурный режим работы нихромовой нити подбирался всё точнее. Вот тут я постарался поймать освещением изменение фактуры поверхности после реза. Неровность/зернистость постепенно сведена к минимуму.

penorezka-3

Если посмотреть с торца, то хорошо видно, как тоньше и чётче стала работать нить к третьему образцу. Щель, остающаяся от её прохода для прорезания закладной под 8-мм карбоновую трубку лонжерона, становилась уже и уже.

penorezka-4

Вот вид на эту же прорезь не с торца , а по плоскости, и тоже заметно.

penorezka-5



Работа идёт долго, медленно и трудно, при чудовищном кадровом голоде, но тенденции, которые я наблюдаю вокруг, говорят, что

1. у нас ещё не самая худшая ситуация с кадрами, есть целые военно-технические отрасли, проваленные наглухо в 90% мест

2. наше понимание того, чего мы хотим, как мы хотим это применять и то, чего мы потенциально можем этим добиться, на общем фоне судорожно-припадошной деятельности в данной сфере, развёрнутой всеми сначала после Карабаха, а потом, с удвоенной судорожностью, после 24 февраля, чудовищно осмысленно и последовательно

3. война определенно не будет выиграна ни завтра, ни через месяц, ни даже через два, и победа в ней, буде таковая случится, станет отнюдь не концом наших проблем с необходимостью силовых решений во внешней политике, а только началом.

Так что КЦПН продолжает работу!

PS

Да я, разумеется запощу, как только добуду, видосы новой летающей машины, сделанной на втором алиэкспрессовском корпусе. А то, что летало с 2019-го на первом корпусе, уже демонтировано. Корпус, изношенный до крайности за два года полётов, будем пристраивать в какой-нить музей, если возьмут.